Антология чувств. Лунная ночь
---- Пути Господни неисповедимы…
____________
В какие только цепочки не объединяются события и люди во вселенском котле Истории! Пацан из тульской деревни через много лет встречается с девушкой из туркменского аула; создают семью; «ввязываются» в политику и высылаются из страны; затем Париж; комиссионный магазин; и… таинственная открытка, использованная в качестве основы для картины маслом, неведомо какого Русского Человека…
Вот отзыв об этой картине из личной переписки:
«На первый план все-таки выходят эмоции. Такая потрясающая картина и фотография [с картины], особенно картина. Когда ее увидела, испытала какой-то мистический прилив энергии (да, мистический, знаю, что для вас это невкусно, но, как знать, может, когда-то все изменится).
Но вернемся к картине. Согласитесь, это не реальный мир. Это мир его [художника] души. В природе этого не увидишь (ни вечером – ни утром, а тем более днем). Этот неизвестный художник, по-моему, относится к тем немногим людям, которым дано выразить то, что они чувствуют. Но здесь явное сочетание материального мира с каким-то внутренним видением».
А ведь «Лунная ночь» провисела в нашем подпарижском доме, через который прошла тьма людей, на самом видном месте пятнадцать лет. И за эти годы не ахнул никто! И это со всей очевидностью свидетельствовало о душевной бедности основной массы людей. И вдруг такой отзыв! Впервые (не считая случая с Соней) я с абсолютной уверенностью вижу ТОЖДЕСТВО чувств с другим человеком.
Однако вернусь к картине.
Картину под стеклом с бумажным ободком вместо рамки мы купили за 15 франков (2 евро) в комиссионном магазине в Буасси-Сен-Леже под Парижем в районе 1990-го. А года три назад (ок. 2005) младший сын со снохой решили навести порядок с картинами в новом доме (на юго-западе Франции), и потому стекло было снято, а времени повесить не хватило.
А через год я решил ее сфотографировать. И вдруг в моих руках картина отклеилась от картонной подложки и на ее обороте оказалась стандартная форма для почтового открытого письма, причем с твердым знаком на окончаниях слов! И даже была написана – карандашом! – цена открытки: «2 р. 50», с указанием продажного номера в каталоге: 10216. Таким образом, открыта была куплена в России и до революции.
Неясно, есть ли под краской какой-либо типографский рисунок? На просвет не видно. Написана картина уверенной рукой профессионального художника. Скорее всего, уже во Франции – вряд ли стекло везли в смутное революционное время – тяжело, да и хрупко, а без стекла сохранить ее в таком хорошем качестве вряд ли удалось бы.
Но как бы то ни было – картина есть. В натуре такой пейзаж можно было увидеть на каменистых островах северо-западной Франции – типа архипелага Brehat в Бретани. Но, учитывая тип парусника, это могло быть и на берегу Средиземного моря в Сен-Тропе, в 90 км к западу от Ниццы (где, кстати, до 1990-х годов была русская колония и где есть православный храм). [В обоих местах мы побывали неудачно: на архипелаг опоздали на паром (видели острова лишь издали), а в Сен-Тропе нас «круто» обворовали.] Ну еще похожие пейзажи есть в Карелии и Финляндии.
...Лунная ночь, абсолютный штиль. Две обветренных и ободранных ураганами сосны на гранитных скалах, как две судьбы. Слышно, как сплошным гулом тревожно-убаюкивающе жужжат цикады. Близко к полуночи. На яхте – огонь фонаря, а на горизонте – покой. И… в каждой точке картины – душа художника: спокойная, тревожная, мудрая…
И вот неведомыми путями, пылью Истории этот художник долетел сквозь десятилетия до нас, и его ДУША воскресла – в нас! От картины веет тревожным одиночеством. Скорее всего, автор картины бежал от красного «счастья», который на столетие все живое превратит в мертвое. Через шестьдесят с лишним лет за ним последовали и мы – в полную неизвестность, лишь бы не сгинуть в каких-нибудь мордовских лагерях...
Дух одиночества мешает мне поставить точку в моем маленьком рассказе. Я с трудом отодвигаю картину от глаз, а утешает меня лишь то, что и мы с Соней, и художник со своими близкими видели ОДНО и ТО же – мы были ЛЮДЬМИ одного племени!
2017
|