Мне не доводилось встречать подростков, недовольных какими-нибудь свойствами своей психики. Не слышал также ни от кого, что недостатки своей психики можно как-то устранять или хотя бы нивелировать. Лишь в наставлениях моего отчима содержались намеки на то, что некоторые полезные свойства психики можно привить себе с помощью тренировки. Он часто хвастал своим психическим самообладанием и рассказывал массу историй, когда это свойство позволяло ему в экстремальных ситуациях быстро найти спасительное решение. Несмотря на то, что отчима я не любил, его рассказы оставили в моей голове мысль о возможности изменения своей психики по собственному желанию... Среди моих знакомых, конечно, встречались люди, выражавшие недовольство «собой» (не знаю, как назвать одним словом совокупность ВСЕХ субстанций – от тела до целей, – принадлежащих индивиду; может, человек-система?). Но обычно это касалось лишь двух субстанций: физической силы и внешней красоты. Оно и понятно: люди с главной физиологической потребностью отождествляют свое Я лишь с материальной составляющей своего организма. А люди лишь иногда выражают недовольство своей памятью или скоростью чтения. Но никогда не слышал, чтобы кого-то не устраивала их психика. Случается, конечно, что человек понимает, что своей психической чертой он создает массу неудобств окружающим, а чтобы утешить их, говорит: «Да это у меня такая черта характера! Мол, она у меня с рождения!», полагая, что это служит как бы индульгенцией для поведения, трудно переносимого окружающими. Большинство людей согласны быть рабом своей часто несовершенной психики. Но психика психикой, а поведенческие привычки могут быть выработаны практически любые – была бы в этом личная заинтересованность и понимание того, что некоторые качества психики являются ущербными, мешающими высокой организованности жизни и хорошим отношениям с окружающими. И, наоборот, многие признают нижеследующие психико-поведенческие качества личности положительными с точки зрения взаимовыгодного общения с другими людьми и поддержания высокого духа: 1. Жесткий самозапрет на изменение своей психики наркотиками и мистикой. Известно, что даже разовое потребление некоторых наркотиков вводит сознание в безвыходную "черную дыру". Это по существу самоубийство, но самоубийство с мучениями, растянутыми на месяцы, а то и годы. Даже в случае самого «легкого» наркотика – табака – при тщетной попытке освободиться от вредной привычки (а это рано или поздно сделать необходимо – хотя бы по причине резкого ухудшения здоровья) вынуждает человека постоянно говорить себе: «Я хотел бы стать лучше, но не могу! Я безвольное ничтожество!», после чего рука тянется за сигаретой. Понятно, подобный многолетний «психотренинг» не может остаться без последствий для личности... Не хуже наркотиков разрушает личность и увлечение мистикой, сверхъестественными способами воздействия на свою психику, поскольку в этом случае, прежде чем броситься в омут неизвестности, человек должен отключить сомнение и критичность. Ну а дальше – что получится. Эксперимент обычно очень часто заканчивается разрушением всех управляющих функций аппарата мышления. Рука, протянутая к наркотику, это жестокий смертный приговор самому себе с отсрочкой исполнения наказания. 2. Поддержание ощущения внутренней независимости (независимости своего Я) от всех форм внешнего давления. Для ощущения внутренней неависимости более всего подходит английская поговорка: «Мой дом – моя крепость!» Если человек осознал свое право на самостоятельное поведение, то тем самым он становится НАД всеми внешними негативными силами. Такого человека можно убить, но нельзя победить. (Кстати, без осознания этого феномена невозможно понять явление смертников-террористов.) 3. Поддержание позитивного настроения, ироничное отношение к неудачам и потерям. Позитивное настроение – это, по сути, ощущение счастья. И если у человека есть немалые цели, то с хорошим настроением осуществлять их легче. А в дальнейшем хорошее настроение и желаемые результаты развиваются в паре, стимулируя друг друга. Помочь поддержанию хорошего настроения помогает принцип оптимизма: старайся сдерживать огорчение от неудач, но от любого успеха радуйся на полную катушку! 4. Терпимость к любым формам не насильственного поведения, в т.ч. к иному мнению (в частности, к любым ошибкам и неосознанным негативным действиям других). Число негативных, стрессовых ситуаций можно сократить в разы, если озознать, что обижаться на объективные законы глупо. Если беда не была причиной преднамеренных действий кого-либо, да еще со злым умыслом, то ее следует рассматривать как объективное явление природы. Ругаться с человеком из-за того, на что в будущем повлиять он не может, полная глупость. Принцип «За нечаянно бьют отчаянно» придумали злые, мелочные и недалекие люди. 5. Ненавязчивость. Если человек дважды отказывает вам в вашей просьбе, то не следует пытаться повторить ее в третий раз, ибо это и бесполезно, и унизительно. И если хотите, чтобы во второй раз вам не отказали, то возбудите у партнера важный интерес для выполнения просьбы. 6. Соучастие (внимательность к интересам других). Готовность оказать посильную помощь. Практика показывает, что принцип активного добра оказывается прагматически выгодным. Следовательно, имеет смысл сделать этот принцип привычкой: если это не сложно, то каждому встречному поперечному стоит помогать хоть понемногу, хотя бы улыбкой. 7. Отсутствие поспешности в вынесении моральных вердиктов. Золотое правило, способное оградить вас от нанесения вами ложных обвинений окружающим. Как показывает опыт, первое подозрение в совершении другим человеком чего-то неприличного, обычно оказывается ложным. А если с обвинением спешить, то можно растерять всех своих близких и друзей. Лично я другим людям даю по две форы: либо на их ошибки, либо на мое собственное непонимание ситуации. 8. Отсутствие потребности встать в чем-либо над другими, равноавторитетность. Властолюбие и тщеславие лежат в биологической природе человека как животного. «Каждый человек рождается обезьяной, но не из каждой обезьяны рождается потом человек». Если обезьяна хочет превратиться в человека, то от бессмысленных животных инстинктов нужно, разумеется, освобождаться. Тщеславный двадцатилетний юноша выглядит со стороны смешным, а вот тщеславный сорокалетний мужчина – это уже признак слабоумия. 9. Строгое выполнение взятых на себя обязательств. Соблюдение добровольно взятых на себя обязательств и обещаний безусловно должно стать привычкой человека, намеревающегося жить в обществе и с обществом. Шепетильность в выполнении обещаний является, пожалуй, самой важной характеристикой личности. Если человек нарушил обещание дважды, его можно на многие годы вычеркнуть из списка знакомых и друзей. Невыполнение обещаний – это самая страшная ложь и самая уничижительная форма бесчестия. 10. Собранность, выдержка, сдерживание отрицательных эмоций. Великолепная привычка, заставляющая человека поступать не под действием сиюминутных эмоций, а согласно выводу из накопленного жизненного опыта. Обычно достаточно доли секунды, чтобы понять, что эмоциональное решение опасно. Но «холодный расчет», напротив, подсказывает надежный выход из трудного положения (даже если для него потребуется и несколько секунд). Кстати, это не означает, что способность к отрицательным эмоциям нужно подавлять, ибо они составля¬ют важную половину механизма оценок. При появлении отрицательной эмоции следует усилием воли резко приглушить ее величину, чтобы она не давила на прочие сферы и субстанции, а также на окружающих. А уж после этого нужно спокойно, взвешенно устранять причину отрицательной эмоции. 11. Артистизм. Это редкое поведенческое качество, которому родители, как правило, своих детей не учат. Возможно, это и правильно, ибо при артистическом общении с другим человеком «артист» по существу создает у другого человека ложное о себе или о ситуации впечатление. В этом случае другой человек превращается из субъекта в объект манипуляции. Но, как и в общем случае, обман является нравственно допустимым лишь в двух случаях: в целях самозащиты и для оказания экстренной психической помощи пострадавшему. 12. Укажу еще на одно редкое психическое качество, способное кардинально изменить судьбу человека, а именно: страсть к размышлению как самодостаточная (т.к. конечная) потребность. Хочу отметить, что страсть к размышлению как к средству весьма обычна. Именно эта страсть является двигателем научной, изобретательской, игровой деятельности (во всех трех случаях общественная оценка результатов деятельности имеет важное значение!), и в этом случае она может превратиться в манию (т.е. в трудно излечимую болезнь). Страсть же к размышлению как самодостаточная потребность подобную опасность в себе не несет, ибо в этом случае не столь важно, приведет ли размышление к желаемому результату или нет. Таким образом, мыслитель встает над процессом мышления, что позволяет управлять им. *** Список положительных психо-поведенческих свойств и правил можно продолжить. Я привел лишь главные (но не упомянутые мною глазомер, наблюдательность, память, скорость чтения и т.п. – тоже важны). Важно составить список как можно полнее (и лучше в подростковом возрасте) и изредка на него «поглядывать»: даже простое напоминание самому себе о желаемых психических свойствах позволяет укреплять цельность своей личности, своего Я.
|