| 
				
			 Виктор Некипелов. Избранное. 47. Цикл " Молитва цветов" (8). БАЛЛАДА О КОВБОЕ ГАРРИ
  А детству вечно хочется в полет!
 Всё жаждется походов, скачки, боя...
 Приходит сын из школы и поет
 Какие-то куплеты про ковбоя.
 («В дверях стоял наездник молодой,
 И взоры его молнией блистали.
 Наездник был красивый сам собой,
 Пираты все ковбоя Гарри знали...»)
 О чем он там? Не сразу разберешь,
 Лишь уголком сознанья отмечаешь
 Постой, постой! О чем ты там поешь?
 Откуда ты такую песню знаешь?
 («О Мэри, он явился, Гарри твой,
 Но, братцы, он не наш, не с океана!
 Мы, Гарри, рассчитаемся с тобой! –
 Раздался пьяный голос атамана...»)
   И вспомнилось мне собственное детство, Страда эпохи – год 37-й.
 Испания. Турбины Днепрогэса…
 Отцы не возвращаются домой.
 То здесь, то там – привычная картина.
 В четвертом «Б» уже полно сирот…
 А гордая папанинская льдина
 Под гром фанфар
 в Гренландию плывет!
   И нам, мальчишкам, трудно среди взрослых, Средь их недоумений и обид.
 Гоняем мяч. И смачно лупим в доску.
 И убегаем из дому в Мадрид.
 Шагать хотим со всей эпохой вровень,
 А может быть, – на шаг ее вперед.
 Но нас, конечно, на вокзалах ловят
 И, сняв штаны, добротно лупят... Вот!
 («И в воздухе сверкнули два ножа.
 В таверне затаили все дыханье,
 Все знали атамана как вождя
 И мастера по делу фехтования...»)
   Смешно и грустно думать мне сейчас И кажется немыслимо-нелепым:
 Ну как могла та песенка для нас
 На много лет – вдруг стать духовным хлебом?
   А может быть… Да так оно и есть –Была она про дерзость и отвагу,
 Про мужество, достоинство и честь,
 Про рыцарскую, праведную шпагу.
 Был и еще, как говорится, «гвоздь»: Нам нужен был пример для подражанья.
 Вождя-то мы имели, только вождь...
 Был не мастак по делу фехтования!
 Ах, если б скинул тесный свой мундир, Да чем сидеть безвылазно на троне, –
 Устроил громкий, рыцарский турнир
 На убранном цветами стадионе!
 Да въехал сам под бой колоколовНа жеребце караковом в ворота,
 Да в праведном бою – переколол
 По одиночке – всех «врагов народа»!
 Но он сидел в гранитном терему И не являл ни чести, ни отваги,
 И нам, мальчишкам, не было к кому
 Нести свои коротенькие шпаги...
 («Но Гарри был угрюм и молчалив Он знал, что ему Мэри изменила.
 Он молча отбивался у перил,
 И Мэри в этот миг его любила…»)
 О нет, мы твердо верили отцам, Но, видимо, для правильного роста
 В ту пору остро не хватало нам
 Какого-то
 гормона благородства!
 А песня очищала и вела –Без позы, без идей и назиданья,
 А песня восполняла, чем могла,
 Жестокие пробелы воспитанья.
 Поздней, конечно, с горечью поймем, Что нам отцы так долго, дружно лгали,
 И сами, напитавшись новых догм,
 Забудем про «моральный кодекс» Гарри…
 Позднее философию свою Придумаем легко...
 А что попишешь?
 …………………………………………...
 – Ты что, отец? Я всё пою, пою,
 А ты сидишь – задумался, не слышишь!
  1967
 ==============  Примечание от публикатора. В шестом классе (в марте 1954 года) я лежал в городской больнице с воспалением легких. Среди других больных был мальчик из детдома. От него-то я и услышал «Ковбоя Гарри», «Аржака», «Мурку». Для меня это был первый глоток социальной свободы…
 В.С.
 
 
 
 
 |