Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | ГлавнаяМой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Официальные авторы "Мечты" » Виктор Сорокин. Z-мир

Z-мир. 9. Цели. Виктор Сорокин

Поведение любой кибернетической системы подчинено некоторой внутренней цели (или целям), остающейся в течение ее реализации довольно устойчивой, не зависимой от внешних обстоятельств. С точки зрения вещественно-материального состава цель есть загадочный феномен. Она есть образ будущего события или факта, который должен быть реализован. Очевидно, цель есть явление информационное. И тогда, согласно взгляду Валерия Рябова на информацию, цель есть микроэнергия, управляющая макроэнергией системы, а через нее и макроэнергией окружающей среды. Цель непременно достигается затратами внутренней макроэнергии системы.

На сегодня к кибернетическим системам относятся животные (в том числе и человек), растения и искусственные кибернетические системы. А вот, например, падающий камень кибернетической системой не является: во-первых, его цель (оказаться на земле) заложена не "внутри" [камня] (и потому такие цели являются не субъективными, заложенными внутри, а объективными, определяемые вовне), а во-вторых, для достижения этой цели камень не затрачивает никакой внутренней энергии.

Внутренняя, или субъективная, цель (всюду ниже – просто цель) есть главная, сущностная характеристика кибернетической системы: без цели система не может быть кибернетической. Следовательно, самая главная характеристика человека есть система его целей, то есть не столько то, что он представляет из себя в данный момент и тем более не его прошлое, а ТО, к чему он стремится и к чему обязательно приблизится. Плохой человек, которые имеет хорошие цели, это уже не плохой человек; и наоборот: человек с хорошим прошлым, но с плохими на сегодняшний момент целями – это плохой человек. Итак, человек, его суть и его деятельность "начинается" с цели (с системы целей, а точнее – с вектора целей).

Цель человека имеет две формы. С одной стороны, она есть [натуральный или системный] образ (подлежащий реализации). С другой – вербальное описание этого образа. Цель, выраженная в словах, есть по существу ПРИКАЗ (отсюда и энергия) – не важно, кем отданный.

Цели бывают текущими, большими и фундаментальными. Они различаются затратами энергии (физической и психической), количеством времени для их достижения и первопричиной появления.

Текущие цели (скушать мороженое, купить украшение, побездельничать и т.п.) обычно периодически возобновляются и достигаются за день, за месяц, от силы за год и в большинстве случаев порождены инстинктами.

На достижение больших целей (получить образование, сделать научное открытие, построить дом, захватить власть и т.п.) уходят годы, и порождены они, как правило, модой или традициями (т.е. культурой общества).

Фундаментальные цели измеряются самой жизнью, обычно преследуют кардинальное изменение человека или общества и являются результатом больших философских размышлений.

Из всех кибернетических систем пока только человек имеет возможность строить цели независимо от внешних относительно сознания факторов. Правда, используют эту возможность редчайшие единицы. Практически же А-человек безоговорочно соглашается считать своими целями те, которые привнесены в его сознание извне.

Построение своих собственных целей – не заслуга человека, а величайший подарок судьбы (с точки зрения тех, кому этот подарок достался). В момент выбора целей человек становится независимым от самого себя, семьи, общества и вообще любых внешних обстоятельств. На короткий миг он становится абсолютным богом, властелином (в смысле принятия решений) Вселенной. И если цели не противоречат объективным законам и человек приложит достаточные (какие – будем выяснять ниже) усилия (по сути – только не лениться!) для их достижения, то он почти наверняка их реализует.

Неумолимый (и замечательный – «с точки зрения» цивилизации в целом!) закон природы состоит в конечности индивидуальной физической жизни. И потому каждый человек вынужден как бы обменять свою физическую жизнь на этом свете на нечто. На что же именно?!

Один готов отдать свою жизнь за лакомство или наркотический кайф, другой – за власть над окружающими, кто-то за то, чтобы войти в историю (за своего рода власть над потомками, над их умами)... Всех возможных целей не перечислить. Но если цели есть главная характеристика человека, то возможность просчитаться в их выборе должна страшить: проживешь всю жизнь ради лакомства, а под старость выяснится (впрочем, обычно не выясняется – ибо теряется способность к выяснению), что были в жизни вещи куда более интересные. Поэтому тот, кто хочет "продать" свою жизнь по самой высокой цене, должен просмотреть все известные цели (а для этого не мешало бы иметь в руках их список) и напридумать великое множество всевозможных целей.

Наилучший выбор наилучшей цели – это серьезная и большая работа. И с плохим инструментом эту работу хорошо не выполнить. Инструментом же в данном случае является сознание, а более точно – знание-мышление, или аппарат мышления. Чем же отличается хорошее знание-мышление от плохого? Вопрос этот наитруднейший: человек с плохим аппаратом мышления не может понять, какое знание-мышление является хорошим; хорошее же знание-мышление само по себе не возникает, так как человек свое знание-мышление копирует с окружающего – в первую очередь со знания-мышления своих родителей. Родители же свой аппарат мышления тоже копировали с аппарата мышления своих родителей, и так далее. Таким образом, знание-мышление современного человека в своей основе осталось первобытным. Конечно, знание-мышление современного человека несравненно шире знания-мышления первобытного человека, но сам логический механизм мышления с его потаенными психологическими пружинами остался ТЕМ же, ибо пока не известно случая, чтобы хоть кто-нибудь пытался изменить этот механизм (лично мне о таких попытках ничего не известно).


В последние десятилетия разработаны эффективные методики существенного увеличения памяти и уровня логического и изобретательского интеллекта, но... на базе прежнего логического механизма мышления. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера повышает, по экспериментальной оценке самих тризовцев, логический интеллект человека (если я правильно понял) в среднем в 2000 раз (что мне представляется реалистичным). Но сама эта теория обслуживается все тем же традиционным мыслительным аппаратом, в основе которого лежит бессистемное усвоение вербального знания в раннем детстве. И став взрослым, человек практически никогда не ставит под сомнение правильность и эффективность знания-мышления, полученного им в детстве.


Иное сознание начинается с отрицания своего совершенства (в том числе и своего аппарата мышления). Принятие этого постулата производит полный обвал в сознании А-человека: то, что всегда считалось "совершенным", при критичном взгляде оказывается безнадежно убогим, "авторитеты" – ничтожествами, "истины" – ложью... Как же мыслить и жить в таких условиях?!

Но... первый шаг сделан: бросившись в воду мы должны в ней барахтаться. В поисках точки опоры человек ищет новые ценности, новые принципы, новые истины. Но важно, что отныне не гены, не родители, не толпа управляют его Я, но сам человек решает, кем ему (то есть его Я) быть. Если А-человек от рождения и до смерти является лишь однозначной функцией обстоятельств, то иной человек пусть на короткий миг, но обретает свободу в выборе своего Я. А для этого необходимо занять позицию над своим Я, то есть обрести над-Я. Если мое Я говорит мне "Я хочу кушать!", то мое над-Я вступает в жесткий диалог с Я: это правда? это вовремя? это нужно? это важнее прочего? и т.д.

Дотошный А-оппонент может сказать, что и над-Я является однозначной функцией обстоятельств, ибо о существовании над-Я человек получает информацию извне. Возможно, доля истины в этом возражении есть. Но не более. Над-Я не передается по наследству; не могут вбить его в голову и не ведающие о нем родители. Человек о существовании над-Я узнает либо из книг, либо от Учителя (замечу, что каждый Учитель в свое время был Учеником). И в том, и в другом случае перед человеком ставится свободный выбор: взять или не взять себе в начальники над-Я, а если взять, то какое именно? Конечно, чтобы назначить себе над-Я, у человека должна быть к этому предрасположенность (интерес к доброте, красоте, полезности и т.п.). Но ведь если для предрасположенности не создать условия для реализации, то она так и останется втуне.

Возникновение в сознании человека над-Я переводит его из состояния А в иное, по меньшей мере, следующее – обозначим это состояние второй латинской буквой – В. (Впрочем, я колеблюсь: может быть, следующим состоянием за А /т.е. В/ считать то, когда у человека появляется тяга к совершению добра. Но оставим пока так. Впрочем, в состоянии Z это будет уже несущественным: тяга ли к доброте побудила человека стремиться к совершенству, или же стремление к совершенству привело человека к принципу творить добро – какая разница!)


Таким образом, В-человек (и Z-человек в частности) – это прежде всего внутренне свободная личность: не обстоятельства управляют человеком, но он (вернее – его над-Я) обстоятельствами.

Следующий этап – выбор своего наилучшего над-Я, то есть наилучшей системы высших принципов и установок (целей-ценностей). Это отнюдь не просто, так как не существует готового списка высших принципов, из которого можно было бы выбрать наилучшие.

Но уже В-люди отличаются от А-людей так же, как хочу от хочется. В каждом случае А-человек совершает тот или иной поступок потому, что ему этого в конечном счете хочется (или его заставляют, т.е. хочется избежать наказания). Это хотение в виде инстинктов или привитых (или навязанных) извне установок стоИт выше его воли и его выбора. Например, А-ученый может заниматься наукой не потому, что он этого хочет (в некотором смысле заставляя себя), а потому, что ему этого хочется (ведь это большое и приятное удовольствие!); он бессилен побороть свое влечение, свою страсть. В отличие от А-человека, В-человек имеет цели, которые стоят над хотением. Он способен осуществлять такие цели, реализовывать которые ему в конечном счете вовсе не хочется, но, тем не менее, он их осуществляет, причем по собственной инициативе, ибо этого хочет ОН. Так, по естественной природе, Z-человеку хочется (поначалу) злобно реагировать на нечаянные действия других людей, причиняющие ему боль, или на иные мнения, резко противоречащие его мнению, но, тем не менее, он вполне сознательно и свободно подчиняет свое поведение неестественной цели-ценности (в данном случае принципу): быть ТЕРПИМЫМ к нечаянным действиям других людей и иным мнениям. Таким образом, становясь (и пожизненно оставаясь) «рабом» своего над-Я, Z-человек обретает абсолютную свободу от всемирного А-сознания и его системы ценностей. И в этом смысле Z-сознание сливается с космическим сознанием, то есть становится Богом или его частью. Понятно, с точки зрения космического сознания, жизнь А-человека представляется малозначащей, а по большому счету – чудовищным самоуничтожением...

Возможно, моя попытка тотальной ревизии собственного знания (следовательно и мышления – замечу, с весьма средними способностями) является первой. Конечно, жизнь в обществе заставляет меня использовать при общении традиционное знание. Но один на один я всегда предпочитаю возвращаться в свое отревизованное знание-мышление, ибо оно лично для меня не знает предела могущества при решении любых нестандартных задач в любой области человеческой деятельности (лишь бы имелись в достатке исходные данные, чему моя плохая память хоть и препятствует, но что легко исправляется с помощью справочников).

Так вот, этические, интеллектуальные и управленческие принципы, переваренные в одном котле и породившие своим результатом иное знание-мышление, указывают на самую интересную цель жизни (Z-цель): активное участие с себе подобными в едином безграничном этико-интеллектуально-управленческом саморазвитии, независимо от времени и пространства. И если когда-нибудь Z-человек преодолеет минимальный экономический порог (то есть приобретут свободный капитал в 5-10 млн. долларов), то через 5-7 лет он, по моему глубокому убеждениию, может оказаться способным противостоять любой угрозе, исходящей от А-цивилизации. Ибо социальные, экономические и научно-технические возможности Z-цивилизации превосходят самые умопомрачительные ирреальные фантазии А-человека.

Подчеркну, что Z-цель – НЕ моя прихоть. Моя прихоть (мой изначальный и не столь уж оригинальный интерес) проявилась лишь в стремлении к максимальной истинности (следовательно, и в признании своего несовершенства). Всё же последующее явилось логическим следствием.

Любопытна картина стихийного целеполагания А-общества в целом (в основном молодого поколения, поскольку старшее поколение уже достаточно консервативно к любым изменениям). По законам массовой психологии и в силу объективных законов научно-технического социального развития экономики какие-то цели и принципы становятся модными. Складываясь в единый целевой вектор, эти цели приводят к существенному изменению социально-экономической картины мира. Однако это всё возрастающее изменение не свидетельствует о позитивном развитии А-цивилизации: развитие позитивных научно-технических процессов сопровождается и развитием негативных процессов – причем с опережающим темпом (загрязнение окружающей среды, потеря душевных качеств, отказ от нравственности и т.п.). Но, разумеется, это моё субъективное видение мира.

По положению цели в причинно-следственной цепи полного цикла реализации все цели делятся на два класса: кнут-цели и зов-цели.

Кнут-цель принуждает человека к совершению действий по реализации цели. К этому классу целей относятся все цели, привнесенные в сознание другими субъектами.

В противоположность кнуту, зов-цель не принуждает человека к ее реализации: никто не накажет человека за отказ ее реализовать. Тем не менее, нередко зов-цель с такой силой увлекает поведение человека за собой, что человек стремится к ее реализации не только без принуждения, но и под угрозой сурового наказания за такое стремление. Формирование зова-цели формируется непременно при участии самого человека.

Кнут-цель находится ПОЗАДИ нашего поведения, зов-цель – ВПЕРЕДИ его.

Любой цикл реализации цели начинается с самой цели и заканчивается ее достижением, в некотором смысле уничтожением.

Весь процесс реализации цели состоит из различных элементов, называемых [трудовыми] ОПЕРАЦИЯМИ, а упорядоченный список операций называется ПЛАНОМ [работы]. Целенаправленная деятельность называется ТРУДОМ (в самом широком значении этого слова).


© Copyright: Виктор Сорокин, 2008
Свидетельство о публикации №2804250457

Категория: Виктор Сорокин. Z-мир | Добавил: rm (04.05.2008) | Автор: Виктор Сорокин
Просмотров: 1053 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

avatar

Форма входа

Поиск

Категории

Zero - Антон Филин [6]
Виктор Сорокин [325]
Произведения Виктора Сорокина. Возможность обсуждения произведений автора
Виктор Постников [65]
Виктор Постников - официальный автор Мечты
Елена Сумская [21]
Светлана Царинных [49]
Юрий Савранский [7]
Свои произведения дарит Вам писатель Юрий Савранский
Виктор Сорокин. Z-мир [134]
Читайте произведения официального автора Мечты Виктора Сорокина
Виктор Сорокин. Не может быть. [60]
Официальный автор Мечты говорит новое слово
Виктор Сорокин. Подарок. Поэма Любви. Повесть [23]
Повесть Виктора Сорокина, которую до Интернета школьники переписывали от руки
Сергей Магалецкий [6]
Владимир Карстен [24]
Гармония - реализуемая функциональность
Джон Маверик [18]
Андрей Будугай [9]
Рефат Шакир-Алиев [1]

Новые комментарии

Проєкт пошуку нової мелодії для гімну "Республіки Мрії". Доєднуйтесь!

Нова пісня про те, як це важливо - вірити та чекати.

Красива пісня про цінність життя.

Песня о любви .... Почему бы не послушать ...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Flag Counter

%