Играть любят, наверное, все. Но мало кто подозревает, что первопричиной игрового интереса у большинства взрослых является инстинкт власти – если, конечно, власть понимать в самом широком смысле и в любых ее проявлениях. Спортивная игра без желания встать НАД противником просто немыслима. Фактически каждый человек (в том числе и принципиальный противник власти) хочет превзойти всех других (встать над ними) хоть в чем-то: во внешней красоте, физической силе, богатстве, уме, таланте, политическом могуществе, щедрости, жестокости, и т.д.
Инстинкт власти дан человеку от природы, поэтому он не плохой и не хороший. Попытка задавить этот инстинкт может привести к существенному расстройству психики. Поэтому задача разумного воспитания и самовоспитания состоит не в том, чтобы тщетно бороться с "пороком", а в том, чтобы переориентировать его на выполнение позитивных функций.
Игра и власть настолько пронизаны друг другом, что они являются едва ли не синонимами.
Игра – тот исключительный вид деятельности, которым человек готов заниматься сколько угодно и с большим удовольствием. И только представьте себе, что произошло бы с человечеством, если бы удалось превратить в игру любой необходимо-полезный труд! Но, как это ни покажется странным, такое превращение в большинстве случаев возможно – стоит только полюбить в игре сам ПРОЦЕСС игры.
Понятно, инстинкт власти этой хитростью не обманешь: для сладкой победы обязательно должен быть противник. Можно, однако, и эту задачу решить «малой кровью». Действительно, ни один профессиональный игрок не получит ни малейшего удовлетворения от победы над новичком-дилетантом, большое удовольствие доставляет победа только над противником сильным. А где его взять, когда победа над всеми доступными противниками будет уже достигнута? Однако такой противник всегда под руками – это САМ игрок! А победа над самим собой, понятно, абсолютно никого не унижает. Кстати, в этом случае и проигрыш заведомо исключается.
Однако по сравнению «С кем играть?» гораздо важнее вопрос «Во что играть?».
Есть такое удивительное явление, как побочный эффект. В конкретных проявлениях он известен каждому. А вот побочный эффект вообще, как абстракция, мало кому понятен. Между тем, у этой философской «штучки» есть потрясающее прагматическое применение (обратите внимание на то, как чистая философия будет приносить экономическую прибыль).
Отрицательный побочный эффект – случай, распространенный в производстве (продуктов) и при получении удовольствия: производственные отходы, загрязнение среды, наркозависимость, СПИД и т.п.
А вот положительный побочный эффект встречается и замечается гораздо реже. Так, получение удовольствия от мало-мальски творческой игры непреднамеренно ведет к развитию физических и умственных способностей. И если вы имеете чистую (т.е. саму по себе) страсть к играм, то просто глупо не выбрать такую игру, в которой побочный эффект будет наибольшим.
При определенных условиях чрезвычайно интересной и с огромным положительным эффектом игрой может стать самый обыкновенный нетворческий труд. И первое условие для этого есть выгодность труда. Приведу пример из своей жизни.
Первой в моей жизни была работа токаря-револьверщика на московском заводе «Красный Пролетарий». Работа оказалась для меня и скучной, и изнурительной. Но вот как-то поручили мне примитивнейшую и архискучную слесарную работу – снимать напильником заусенцы с мелких деталей. С ленцой я принялся за работу. А работа была сдельная. И вдруг мне показалось, что можно столь существенно увеличить темп работы, что расценки окажутся выгодными. Такое в моей жизни было впервые. И меня захватил азарт игры – достичь максимальной скорости, постоянно превосходя самого себя. Благо, что отчитываться за проделанный объем работы нужно было только в конце недели, через три дня. И я вошел в раж. На третий день я превзошел норму выработки раз в шесть, неплохо заработав.
Конечно, на четвертый день расценки сократили настолько, что ни о какой игре не могло быть и речи. Но, наученный горьким опытом, я стал присматривать работы, где дневную выработку можно было утаить от взгляда работодателя (а своё собственное дело в советской России, как известно, открыть было практически нельзя). И такие работы, правда лет через десять, я нашел-таки, причем великое множество. Так я вступил на второй игровой уровень, когда в игру превратились ВСЕ мои работы.
Однако в развитии темы игры это было лишь началом. Следующим ходом стала мысль: если отныне все мои работы превратились в азартные игры, то почему бы среди них или даже с привлечением новых работ не поискать такую, которая имела бы самый высокий «побочный» эффект – зарплату, доход, прибыль, норму прибыли, свободу? И тут обнаружилась очень интересная вещь: САМ ПОИСК такой работы превратился в азарнейшую игру! Хорошим подспорьем в этом деле оказалось изучение таких областей знания, как экономика, кибернетика, классификация вещей, аксеология (теория ценности) и др. Ну и интересная же жизнь началась у меня с этого момента!..
Короче говоря, третьим уровнем в моем освоении игры стала экономика вообще, в которой легко обнаружились две вершины: изобретение самых эффективных средств производства и самая эффективная организация производства.
После этого возникает естественный вопрос: а почему мы должны играть только в одну игру? И получаем логичный ответ: наилучшая игра – это игра в каждой (своей) экономической (хозяйственной) деятельности. И это уже четвертый уровень освоения игры.
Однако мыслится и пятый уровень. Поскольку производство – так же, как и понятие вещь, – я рассматриваю в самом широком, универсальном смысле – как изготовление любых вещей (и материальных, и всех видов «духовных»), то поиск наилучшей игры как будто расплывается. Но эта расплывчатость устраняется легко: игрой должна стать ВСЯ жизнь, КАЖДЫЙ ее элемент, и цель в этой игре – тотальное, всепронизывающее (или полносистемное) СОВЕРШЕНСТВО. Таким образом, самая богатая и самая интересная игра – это участие с себе подобными в едином безграничном этико-интеллектуально-управленческом саморазвитии независимо от времени и пространства. То есть Z-игра.
Во-первых, Z-игра заведомо выигрышна – даже в том случае, если вы не найдете себе подобных, ибо Z-игра требует от игрока проявить полностью все свои способности, в частности, освоить максимальное число наук, искусств и ремесел. И если человек родился со здоровым сознанием, то лет через пять он будет превосходить любого А-человека и по интеллекту, и по способности решать любые житейские проблемы. По всей вероятности, он добьется и огромного успеха в бизнесе (к сожалению, мне самому не повезло воспользоваться этой возможностью, так как «узнал» о Z-игре слишком поздно...)
Во-вторых, противник в Z-игре – самый сильный из всех противников: это все люди, в том числе и сам игрок. (Игрок же, ищущий самого слабого противника, вызывает жалость. ) И если вы не хитрите сами с собой и действительно кладете себя, свою внутреннюю свободу на алтарь Вселенского Совершенства, то вы становитесь Богом, или Рабом Идеи Тотального Совершенства.
В отличие от всех прочих рабов идей (а это уже болезнь!), Z-игрок является рабом не абстрактной, бездушной, внечеловечной идеи (типа служить науке или искусству), но идеи, которая требует служения всем себе подобным (в том числе и самому себе).
Этот момент Z-мировоззрения считается А-критиками безнравственным: как это так – не служить вообще всем людям, всему человечеству?! В ответ на что я привожу такие доводы:
1. Служить всем – значит служить и тем, которые в корыстных целях сознательно и активно разрушают мир, тащат человечество к самоуничтожению. А это равносильно поддержке разрушителей цивилизации.
2. Z-человек не обязан служить всем просто на основании своего естественного права быть свободным от принуждения.
3. Служить безнравственным и более сильным и богатым безнравственно (а на сегодня Z-человек имеет в этой цивилизации самые слабые экономические позиции).
4. Однако в меру своих возможностей Z-человек помогает добрым, нравственным людям и всем детям А-цивилизации – ибо они тот фундамент, на котором возник и на который опирается Z-мир (поскольку каждый Z-человек неизбежно проходит А-стадию своего развития).
***
Итак, Z-игра является наилучшей из всех игр, ибо она самая серьезная, самая интересная и самая грандиозная, равная, по существу, самой жизни. Z-игрок удовлетворяет свое тщеславие лишь непрерывными победами над глупостью (в том числе и над своим тщеславием!), ограниченностью общечеловеческого знания (в том числе и над своей самоограниченностью), угрозами уничтожения человека как вида. Уже разработанная методика развития интеллекта позволяет Z-человеку (особенно молодому) лет за пять превзойти по общему интеллекту А-человека и ежеминутно творить истинные Чудеса (разумеется, в рамках объективных возможностей) – Чудеса, не известные и не доступные самоуверенным людям, мнящим себя абсолютными совершенствами. Впрочем, самым великим из чудес является ТРУД, создающий из ничего нечто. Труд есть настоящий вечный двигатель! И странно, что эта простая истина мало кому известна.
***
В завершение следует ответить на один вопрос: а бывают ли случаи, когда играть нельзя? Бывают. И не только бывают, но они просто должны быть – без них человек похож на развязного идиота. Эти ситуации называются серьезностью. Нельзя играть в сострадание, в любовь, в преданность. Нельзя играть в момент принятия высших философско-управленческих решений. Нельзя играть с жизнью – ни со своей, ни с чужой. Во всем остальном игровой азарт – не помеха, а скорее подспорье. Так что нескучной вам жизни!
© Copyright: Виктор Сорокин, 2008 Свидетельство о публикации №2804130008
|