Предыдущие главы являлись только смысловой и логической подготовкой для предстоящей работы – полного и аккуратного пересмотра моего (нашего) знания о сверхсистеме (о всем сущем в мире). Итак, с одной стороны – пока нечто аморфное и неопределенное я (мы), а с другой – весь мир. Единственное, что у меня есть, это задача (цель): я поставил себе задачу (цель): понять мир, чтобы наиболее грамотным образом использовать отпущенные мне годы. (Написав фразу, я заметил, что слово "чтобы" достойно выделения, а слово "грамотно" следует снабдить множеством недоуменных вопросительных знаков.)
Итак, мне предстоит большая умственная работа. Но откуда, как она на меня свалилась? Где начало начал: КТО или что заставляет меня думать и ставить цели?
Случается, что кому-то нравится думать беспричинно, без волевого усилия. Я же с детства человек ленивый – думать просто так мне лень. Мне нужно, чтобы в думании был смысл – полезное применение итогов размышлений. И со временем я стал стремиться к тому, чтобы полезный эффект был наибольшим.
Но почему и для чего у меня возникает потребность наиболее эффективно реализовать свои возможности (а не прожить жизнь как большинство – как получится)? Вопросов тьма, но главные из них: КТО управляет мною (когда я предоставлен самому себе) и где находится моё Я? И, прежде всего: что такое Я?
Если вдуматься, Я – это не мое тело, не мои знания, не моя психика, не мой интеллект. Я – это, прежде всего, мой дух. А может, дух при моем Я? Когда я говорю о моем "Я", то фактически речь идет о моем духе. "Я хочу..." – значит мой дух хочет. И если я очень хочу, то мой дух не просто зовет к действию, а активно требует его осуществления. В случае же с данной моей работой мой дух требует от моей второй сигнальной системы навести порядок в моем миропонимании.
Всё начинается с духа, с жизненной энергии, которая в нашем собственном представлении выглядит в виде инстинктов (желаний), принципов, целей.
Все начинается с духа. Нет его у человека (или в человеке) – ему абсолютно ничего не нужно. Без духа нельзя запустить в действие целеполагание и, следовательно, умственную и физическую работу.
Есть дух – и он с помощью различных механизмов управляет всеми нашими прочими субстанциями (памятью, мышлением, чувствами и т.д.), а иногда, к тому же, и самим собой (т.е. духом) – что может показаться парадоксальным. И вот что важно: дух управляет другими субстанциями, не сливаясь с ними (и потому дух тождественно совпадает с высшим уровнем управления в нашем сознании).
Действительно, человек может быть чрезвычайно начитанным, образованным, но... абсолютно (уже) бездеятельным: знания сами по себе не требуют от человека совершения каких-либо поступков, действий. Таким образом, бывают бездуховные люди, все свое свободное время проводящие за чтением книг, в том числе и так называемых «духовных». Следовательно, дух находится НАД знанием.
Встречаются люди с очень высоконравственной этикой. Они эмоционально переживают страдания других людей, желают им помочь, но... на этом их реакция на страдания и заканчивается. Их дух и этика разъединены – эти люди и нравственны, и душевны, но… бездуховны: им не хватает духа заставить себя делать что-либо для других. Часто они оправдываются тем, что неспособны оказать реальную помощь. Но если вдуматься, они просто-напросто не хотят приобретать эту способность, ибо для этого, например, требуется приобретать какие-то знания и профессиональные навыки, для чего, в свою очередь, нужно преодолевать лень. В итоге человек хоть и красив душевно, но для всех и самого себя фактически бесполезен. Следовательно, дух не содержится и в сфере этики. Дух висит НАД нею.
Может, дух содержится в эстетике, в сфере чувств, в самих чувствах? Действительно: очень хочется покататься – и человек садится в санки, в машину или на карусель; хочется послушать приятную музыку – и человек идет в консерваторию или приобретает музыкальную запись и т.д.
Казалось бы, вот место, где прячется дух, – неудовлетворенные чувства и инстинкты. В какой-то мере оно, конечно, так: неудовлетворенные чувства и инстинкты содержат активную энергетику. Однако существуют работы, поступки, действия, не являющиеся порождением неудовлетворенных чувств или инстинктов (например, поиск смысла жизни). Откуда же берется первоначальный энергетический импульс для их совершения?
Мне видится принципиальное различие этих двух – под действием неудовлетворенности и без него – первопричин поступков в следующем. Когда поступки совершаются под действием неудовлетворенных чувств и инстинктов, то последние выполняют функцию кнута: они заставляют поступить человека так, а не иначе. Во втором случае никакого «кнута» нет: к совершению же поступка зовёт, побуждает цель, находящаяся не сзади, как кнут, а где-то впереди. И, очевидно, эта цель не может быть кем-то или чем-то навязанной (ибо в этом случае она становится «кнутом»!), но является свободным порождением самого человека. И вот что интересно: когда в силу ограниченности ресурсов человек вынужден выбирать между реализацией цели-«кнута» (но все же еще не угрожающей жизни) и цели-«зова» (если таковая у него есть), то он почти всегда выбирает второе. Оказывается, цель-«кнут» (подгоняющая цель) обладает меньшей энергетикой, нежели цель-«зов» (влекущая цель). И, следовательно, в первом случае для реализации цели достаточно небольшого, слабого духа, во втором – цель реализуется с помощью сильного духа.
Отмечу, что при анализе силы духа я не привлекаю никаких нравственных оценок (а тем более – мистики). Есть люди, которые не чувствуют ни малейшего дискомфорта от удовлетворения только инстинктов и неудовлетворенных чувств. Конечно, я желаю им обратить внимание на существование иных целей и иного духа, но если им это не интересно, я не буду нарушать их покой, но за пределами рыночных отношений я предпочел бы не иметь с ними дружеских, научных и философских контактов.
Итак, меня интересуют лишь те люди – как «хорошие», так и «плохие», – кто поднялся над инстинктами, то есть приобрел цели, не сводимые к инстинктам и не объясняемые ими. Или в моем понимании люди с сильным духом.
Вот несколько примеров сильного духа.
Человек, взваливший на свои плечи какую-либо и перед кем-либо ответственность (за исключением врожденной ответственности матери перед ребенком), безусловно, обладает сильным духом. (И наоборот: безответственность есть достаточный признак отсутствия сильного духа.)
Другой типичный случай сильного духа – проявление принципиальности, не вызванной неудовлетворенностью каких-либо чувств или инстинктов. Например, принцип «Не предай!» требует для своего соблюдения чрезвычайно сильного духа. Огромное количество людей выдерживали чудовищные пытки, чтобы оградить родных, близких или свой народ от возможного насилия.
Близким по содержанию к принципу является установка. Например, установка на доброту (замечу: установка на доброту и чувство доброты – вещи разные). Не помню, как она появилась в моем сознании лет в восемнадцать: то ли как модификация принципа «Ни дня без нерешенных трех задач – при подготовке к вступительным экзаменам (в МГУ)!», то ли ее высказал по радио кто-то из писателей. Но выглядит она так: «Человек должен ежедневно творить добрые дела; и если к ночи он не может четко сказать, какое доброе дело он совершил для других людей, то данный день прожит ВПУСТУЮ». А если он не сделал ни одного доброго дела за всю свою жизнь, то он прожил впустую всю жизнь.
Опять же, никто не вправе заставлять (взрослого) человека совершать добрые дела. Но когда в голодные послевоенные годы в дверь стучали за подаянием, моя бабушка давала ломоть хлеба именно мне, чтобы совершать добрые поступки вошло и в мою привычку.
Но еще раз хочу подчеркнуть: если принцип (или установка) порожден страхом перед суровым наказанием, выгодой или желанием получить удовольствие, то сильный дух здесь не нужен (и он здесь ни при чем). Как раз наоборот: сильный дух порождает принципы и установки, за следование которым можно заплатить своей свободой, а то и жизнью; как правило, следование принципам является делом экономически убыточным и приносит массу огорчений.
Итак, существуют такие поступки (соответственно и люди), которые противоречат и удовольствию, и выгоде. Хотя, безусловно, эти поступки человек совершает потому, что хочет их совершить. Хочет по приказанию сильного духа, но не чувств. Ибо сильный дух стоит над чувствами.
Пока у человека не появятся цели, порожденные сильным духом, ему незачем понимать мир. Вот почему, взявшись за труднейшее дело миропонимания, мы должны констатировать: вначале был Дух.
Стоит лишь добавить, что это не примитивный, животный дух, но дух, заряженный доброжелательностью и мощным стремлением к совершенству и самосовершенству. И потому, если вы не обнаруживаете в себе такой дух, отложите эту книгу – она вам ни к чему.
По «вещественной» природе дух более всего похож на психическую энергию. Если на него не обращать внимания и не пытаться его понять, то он, собственно, и есть психическая энергия и более ничего. Но его ключевая позиция в жизни человека побуждает нас выделить его из области чисто психических процессов и поставить вообще над всем сознанием – в виде энергетически заряженных принципов и установок и даже несколько выше их – как чистая творческая энергия. Вот этот дух и заставляет весь организм (непримитивного) человека, все его субстанции выполнять определенную деятельность – с тем, чтобы результат этой деятельности соответствовал принципам, установкам и критериям.
Понимание природы духа освобождает сознание человека от туманной мистики, наводящей в сознании лишь хаос. Мистика, давая человеку ложные надежды, обрекает его на бездеятельность. Один из моих сокурсников (впоследствии известный диссидент) бросил физфак на втором курсе и подался в мистику, которая со временем довела его до ручки: он полностью деградировал как работник (серьезно меня уверяя в том, что все экономические проблемы могут быть легко решены, не пошевельнув даже пальцем, – с помощью лишь одного мистического желания!), бросил семью и превратился, по сути, в бомжа. Знаю и другие случи.
Понимание природы духа позволяет видеть в духе своего доброго и требовательного начальника, а также усилием воли (как части духа!) поддерживать его в здоровом, активном состоянии.
Понимание природы духа дает человеку шанс на переорганизацию своего Я, а в итоге – всего самого себя.
Наконец, понимание различия между слабым и сильным духом позволяет обрести внутреннюю свободу – независимость своего Я и своего духа от чувств, желаний и инстинктов. И наоборот, отсутствие сильного духа делает человека безвольным. Таким образом, различие между слабым и сильным духом столь существенно, что стоит именовать их по-разному: слабый дух (вместе с инстинктами, чувствами и физиологическими желаниями) называть просто Я, а сильный дух (вместе с сильной волей, принципами, установками, не порожденными неудовлетворенными чувствами и инстинктами) – над-Я. (На мой взгляд, стоило бы ввести и отдельное название для такого над-Я, которое способно управлять всеми видами Я, в том числе и самим над-над-Я, или сверх-Я.)
Наконец, нужно объяснить, почему в конструировании своего мировоззрения я начинаю именно с анализа духа и Я.
Очевидно, при построении любого мировоззрения в его основание всегда закладывается какой-то камень. Так, мистики, снимающие с себя всякую ответственность перед бытием, начинают с описания Бога, управляющего якобы всем и вся. Метафизики ставят в основу построения своей модели мира самый «тонкий» материальный объект – физические поля, а далее через физику, химию, биохимию и природу живого приходят к человеку, рассматривая его «объективным» взглядом ИЗВНЕ. Некоторые «чистые» философы начинали построение картины мира с той или иной системы отношений – чисел, всеобщего и частного, разнообразия и т.п. Рано ушедший из жизни малоизвестный московский философ-диссидент Валерий Рябов в построенной им модели мира исходил из небезынтересной энергетической сути (механизма) информации. Известный писатель-философ Михаил Веллер счел достаточным положить в основу своей модели мира одну лишь энергию.
Ваш покорный слуга предпочитает начинать строить свою систему с ДУХА и Я – энергетически заряженной минимальной системы главных целей человека, поскольку именно они являются НАЧАЛОМ любой деятельности человека и КОНЦОМ потребления результатов этой деятельности. Или иначе говоря: в самом общем виде достижение целей есть по существу единственная цель человека.
© Copyright: Виктор Сорокин, 2008 Свидетельство о публикации №2804100028
|