Z-мир
Введение в науку об эффективной организации человеческой жизни, или Этические, логические и кибернетические аспекты разумной цивилизации
---- Моей Маленькой Соне – ---- Z-мир я "списал" с нас.
=========================== 0. Предисловие
Z-мир – это обозначение добровольного подчинения своего поведения во всём Z-идее, или стремлению к полносистемному Совершенству.
Z-мир это – технология счастья, – путь к Совершенству, – инструменты эффективного мышления, – о самой главной профессии – быть Человеком – этические, логические и кибернетические аспекты общества будущего, – системная концепция мира, – краткая энциклопедия жизни, – трактат о Вечности.
При тщательном следовании Z-идее все вышеприведенные задачи, по сути, совпадают. Исходя из принципа полносистемности мы рассмотрим все важные сферы человеческой деятельности – в их иерархии, начиная с самых высших, общих: вещь, система, дух, цель, производство, ценность…
Кто мой читатель?
Эта книга для тех, кто имеет, так сказать, «наполеоновские планы» в жизни. Но не в плоском смысле власти над окружающими, ибо только человек с убогим сознанием (каким, кстати, был и сам Наполеон) может восхищаться должностью пастуха как наидостойнейшей целью жизни. Власть над баранами – смешна, власть над рабами – омерзительна. Мыслящие люди под наполеоновскими планами понимают планы всеобъемлющие, широкомасштабные, а в лучшем и правильном смысле – полносистемные.
Эта книга для тех и только для тех, кто хочет прожить свою жизнь самым значимым для судьбы человечества (для Истории) образом. Последовательное подчинение своей жизни Z-цели ведет к поистине волшебным последствиям: уже лет через пять человек обретает (или может приобрести) по существу абсолютное могущество над всеми обстоятельствами жизни – если решения каких-либо проблем существуют, то он легко их находит. Объясняется это тем, что последовательная реализация Z-цели требует от человека капитальной перестройки его Я, для чего предварительно (а потом и периодически) перестраивается мышление, следовательно, и знание.
Эта книга для тех, кого интересует самая великая любовь, самая большая красота, самый высокий интеллект, самое большое могущество над негативными силами природы и общества, самая полная реализация своих возможностей. (Замечу, что – согласно принципу системного эффекта в кибернетике – наилучшее достижение любой из этих целей возможно только при их одновременном достижении!)
Никакие обстоятельства не могут помешать любому человеку ВЫБРАТЬ себе любую судьбу – если, конечно, он способен выбирать. И, располагая единственной жизнью на этом свете, не глупо ли отказываться от наилучшего выбора – от судьбы, совпадающей по грандиозности со всей Вселенной (или, на другом языке, с Богом) – и во времени, и в пространстве.
Понятно, что я не могу рассчитывать на большое число моих читателей. Но мне нужны не читатели; мне нужно, чтобы моя книга дошла до тех, кто в ней нуждается.
Что может дать эта книга читателю?
Для достижения достаточной информационной защищенности человеку предоставляется две возможности.
Первая – это нанять несколько десятков узких специалистов (что могут позволить себе только люди весьма состоятельные). Но... в этом случае человек вынужден жить по существу только чужим умом. А ведь хочется-то жить своим!..
Вторая – это самому получить несколько десятков высших образований, что, понятно, подавляющему большинству людей непосильно.
Получается, что человек в этой цивилизации просто обречен на несчастную, в целом кособокую жизнь. Что же делать?
Разорвать этот порочный круг можно лишь с помощью иной организации усвоенного нами подсознательно общечеловеческого знания и мышления. Требуемые свойства такого знания очевидны: оно должно быть на один-два порядка меньше по объему, но зато процесс его функционирования должен обеспечиваться значительно более эффективными мыслительными инструментами. Может показаться, что для этого достаточно заказать нескольким десяткам узких специалистов написать сверхкраткие учебники по их дисциплинам. Однако вряд ли эти учебники могут научить человека мыслить полноценно и эффективно. И причин тому две.
Учебники по той или иной специальности пишут узкие специалисты. Разумеется, грамотный специалист может весьма качественно изложить свою область знаний, но он не может (т.к. узких специалистов этому не учат) научить главному: как работать с любым знанием эффективно, как научить ученика мыслить если не гениально, то хотя бы легко. Технология толкового, а тем более сильного мышления (ТСМ – в терминологии ТРИЗ теория сильного мышления) – это особая наука, по существу еще не известная обществу. (В качестве весьма частной области этой науки можно рассматривать ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач Г.С.Альтшуллера). Но, не владея ТСМ, невозможно сжать знания на два порядка так, чтобы они оставались при этом работоспособными.
С другой стороны, невозможно создать ТСМ, не освоив (хотя бы основ) несколько десятков весьма разнохарактерных наук. Выход поэтому состоит в том, чтобы создавать ТСМ и осваивать знания одновременно. И вот в этом процессе обнаружился поистине фантастический феномен: уже на первых этапах по-новому организованное знание-мышление проявило способность к саморазвитию во все возрастающем темпе. В частности оказалось, что все вещи на свете очень похожи друг на друга: например, понимание свойств кибернетических систем вообще позволяет понимать главные свойства живого организма, человека, общества, мышления, любых искусственных вещей и т.д.
Новая организация знания-мышления снимает все пределы в развитии человека: через какое-то время он понимает всё и вся и при наличии достаточной фактологической базы способен практически мгновенно находить решения почти любых проблем (разумеется, в рамках известных объективных законов). Новое знание-мышление ведет себя НЕЗАВИСИМО от времени, пространства и биологической природы человека; оно по существу сливается с вечным и единым Вселенским Духом.
Полносистемная цель (каковой является стремление к полносистемному совершенству) включает в себя прежде всего могущество над всеми негативными силами природы, человека и общества. Но чтобы их побеждать или, по меньшей мере, стать от них независимыми, необходимо научиться видеть пороки любых вещей и человеческих поступков. А этим искусством нельзя овладеть, не зная их противоположностей – идеалов совершенства. Таким образом, движение к совершенству (и к могуществу) начинается с этих сформулированных, а поначалу просто "ощущаемых" идеалов.
Однако этого недостаточно. Система идеалов совершенства должна быть полной. Человек, который совершенствует лишь свою этику, свою душу, пренебрегая при этом надежными знаниями, обречен быть в целом как личность убогим: не разбираясь в явлениях природы и общества, он из самых добрых побуждений наносит огромный ущерб и себе, и обществу, и природе. Вот почему давно замечено, что благими намерениями выстлана дорога в ад. Вот почему все коммунизмы так плохо кончают.
Но гораздо страшнее – это когда человек стремится к совершенству в чем-то, пренебрегая этикой и душой. Человек без души – это вообще не человек, он не более чем эгоистичное разумное животное, относящееся к другим людям как к враждебным конкурентам, и потому очень опасное. (Замечу мимоходом, что первоочередной задачей всех тоталитарных режимов было воспитание у подчиненного народа агрессивной ненависти ко ВСЕМ, не считая, разумеется, самого тирана.)
Рассуждая так далее, мы приходим к мысли, что человек не убог только тогда, когда он достиг (или стремится к этому) удовлетворительного совершенства во всех своих субстанциях («ипостасях», «частях» личности): в экономике, физическом и психическом здоровье, этике, эстетике, знании, логическом и управленческом интеллектах, духе. Какая же из них самая важная и есть ли такая?
Если мы зададимся вопросом, в какой субстанции заключена поведенческая энергия, дающая начало любому осознанному человеческому поступку, действию, то, скорее всего, сойдемся на том, что этой субстанцией является ДУХ.
Поведение всех шести миллиардов людей является, с кибернетической точки зрения, запрограммированным извне: люди являются рабами той программы, которую в их сознание заложили наследственность, домашнее и школьное воспитание, улица и общество. И только человек, обретший действительную внутреннюю свободу, выпадает из толпы. Он уже не винтик в механизме социальных законов, но их создатель – хотя бы и в обществе чрезвычайно малых размеров (и даже в одиночестве). Социальные рабы (холопы) прикрываются фразой: нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Но это их дело: они имеют полное моральное право на столь глупый (с нашей точки зрения) "выбор".
Я никого не агитирую быть внутреннее свободным, но считаю себя должным показать такую возможность – ибо, сравнивая жизнь в двух цивилизациях, я без колебания отдаю предпочтение цивилизации внутренне свободных людей.
Но главное, не рассчитывайте, что я владею абсолютной истиной – истину вам придется искать самим. Более того, и КАК искать истину, вам тоже придется учиться самим. Моя задача заключается лишь в том, чтобы помощь вам в обучении самим находить истину. И надуюсь, что мне это удастся.
Первоисточники концепции
Я занимался всем на свете, но, движимый Z-идеей, профессионально овладел единственным делом – изобретательством. Разумеется, ВО ВСЕМ.
А еще всю жизнь пытаюсь овладеть такой неизвестной профессией, как БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ. Не писателем, не математиком или там физиком, а именно Человеком. И быть профессионально. Кстати, обучение этой профессии не заказано ни кому. И долг таких учеников – делиться своим ученическим опытом. Что я и делаю.
В написании этой книги мне очень помог мой универсальный интерес ко всему и свобода от общественных догм. Поэтому я был «вечным» студентом и «летуном». После увлечения различными искусствами я отучился на пяти факультетах – инженерном, математическом, физическом, экономическом (с получением диплома) и экономико-кибернетическом (с получением диплома). Я работал рабочим, лесорубом, продавцом, организатором экскурсий, преподавателем математики в средней и экономической кибернетики в высшей школе, научным сотрудником в области математики, экономики, лесном хозяйстве... При этом умудрился получить и какой-то опыт жизни в деревне. В некоторых работах я применял разработанную мною теорию эффективного бизнеса (что позволяло в десятки раз увеличивать выработку и почасовую зарплату). В той или иной степени мне довелось повращаться в различных слоях общества: среди работников искусства, литературы, науки, политики. Со школьных лет был склонен к диссидентству, что в конце концов привело меня к эмиграции, где стал профессиональным изобретателем практических во всех областях. А другую часть моего времени занимали научная, литературная и книгоиздательская деятельность. Путешествия по Европе и Америке насытили фактологическим материалом теоретически представления о демократическом обществе. Ко всему этому следует прибавить и самообразование в самых разных областях (палеонтология и астрономия, психология и философия, биология и медицина…). В общем, за первыми представлениями о реальном положении вещей залезать в справочники мне нужды не было…
Как использовать эту «живую» книгу?
Предназначение книги «Z-мир» состоит в том, чтобы дать читателю общие представления о том, как ему написать подобную книгу САМОМУ и для себя. Электронный вариант книги этой задаче отлично помогает: в конце каждой главы читатель может изложить свою точку зрения по поднятой теме, а то и полностью переделать главу. Он также может ввести в книгу и новые главы, а также расположить главы в ином порядке. Главное, чтобы в своем варианте книги не осталось бы ни одного неверного, с его точки зрения, утверждения.
Z-книга интересна тем, что со временем появляется потребность в ее существенной переделке, ибо многое в ней устаревает. И потому при первой же возможности книгу надо подвергать ревизии. Таким образом, книга «Z-мир» не может иметь окончательного варианта! Окончательный вариант книги означал бы бесповоротную смерть Z-идеи и конец развития человека (примените эту мысль к религиозным первоисточникам).
Жанр книги
По жанру моя Z-книга, с одной стороны, не является ни художественной, ни научной, ни философской. Ближе всего она стоит к кибернетике, так как я ставлю пусть и специфическую, но все же ЦЕЛЬ и строю алгоритм ее достижения. Важно, что лично для меня этот алгоритм работает исключительно четко: почти все мои цели в широчайшем диапазоне были достигнуты. И не исключено, что тот или иной прием окажется пригодным и для реализации своих целей другими людьми.
С другой стороны, с каждым новым вариантом книги и художественная, и научная стороны книги будут развиваться. К тому же, я планирую переложить книгу специально для подростков, для их уровня понимания вещей и увлекательно.
Организация чтения и обсуждения
Из этого следует и оригинальная форма нашего предстоящего общения: не столько критиковать, сколько высказывать свою утвердительно-поясняющую точку зрения. Короче: нравится – бери на заметку, не нравится – без обиды пройди мимо, есть вопрос – задавай без промедления, есть интересная мысль или факт – поделись!
Главные инструменты в книге
В фильме Н.Михалкова "Анна" пятилетняя Аня на вопрос, что ты хочешь больше всего, не задумываясь выпаливает: "Хочу быть доброй, умной и послушной". Вряд ли под "послушностью" ребенок подразумевал тупое подчинение, принципиально чуждое детской психике. Скорее всего, этим словом Аня обозначала что-то вроде трудолюбивой организованности, но дети не умеют оперировать столь сложными понятиями. И если это так, то она подарила взрослым мудрецам философский камень – полноценную цель, состоящую из трех главных компонентов – доброты, ума и энергичной организованности. Или этики, интеллекта и духа (или управления).
Я был потрясен: к этой троице я продирался через перипетии жизни последние сорок лет, а тут какая-то пигалица выдает ответ не задумываясь!
То, что встречаются люди добрые, – не удивительно (хотя если вдуматься, это великая загадка). То, что встречаются люди умные, – тоже не удивительно. Также не удивительно, что встречаются люди энергичные, трудолюбивые. А вот люди, которые были бы (или хотели бы быть) сразу и добрыми, и умными, и энергичными, – величайшая редкость. Почему? ведь сочетание доброты, ума и сильного духа может наделить человека поистине волшебными возможностями! Мне не удалось встретить философского развития этой темы, и потому мои попытки в этом направлении могут кого-то заинтересовать и оказаться полезными.
В качестве руководства для выработки нового знания я использовал понимание науки в духе П.Г.Кузнецова (организатора космической программы Королева). И вот, с помощью кибернетических представлений о развивающихся системах, я запустил механизм саморазвивающегося знания (точнее: знания-мышления) обо всем на свете. Интересно, что на этом мой субъективизм, собственно, и кончается: далее мое Z-знание само рождает новые истины; мне же (возможно, и вам – уже со своим Z-знанием) остается лишь констатировать их, удивляться и восхищаться ими и... подчиняться им.
Чтобы перестроить свое Я, предварительно следует "завоевать" от него независимость. Как это делается, понятнее и увлекательнее (для большинства), чем у меня, сказано в книге Н.И.Козлова "Философские сказки" (М., "АСТ-ПРЕСС", "Новая школа", 1997). Но считаю необходимым предостеречь и об опасности: философия Козлова великолепно освобождает сознание от догм, но вместе с тем освободившееся пространство наделяет весьма сомнительными ценностями (особенно в последней четверти книги).
Важный совет (особенно для подростков): при первом чтении "Z-цивилизации" не задерживайтесь на непонятных местах. А тем, кто считает себя достаточно подготовленным в системном понимании мира, советую не порывать с книгой после первого несогласного места (особенно, если оно касается вашей профессиональной деятельности), потому что все важные утверждения в книге где-то ниже будут рассмотрены со многих других позиций. Впрочем, тому, кто считает себя совершенным во всех отношениях, эта книга будет заведомо бесполезной.
***
Сомнение в совершенстве своего Я порождает потребность в проявлении внутренней свободы – свободы от ценностей, навязанных человеку генами и воспитанием, и позволяет человеку полностью пересмотреть и самого себя, и весь мир. В процессе этого пересмотра открываются столь неожиданные факты, что перед ними меркнут великие достижения человечества. Вот некоторые из них, истинность которых мы оценим ниже: – по сей день знание человека основано на вере в истинность слов родителей; знание последних, в свою очередь, основано на вере в истинность слов их родителей и т.д. (можно ли считать такие знания научными?); – базовый мыслительный аппарат (ум) на протяжении всей жизни никем не пересматривается; – темп развития пороков цивилизации (...запрограммированных людей) значительно опережают темп борьбы с ними, и потому самоуничтожение человечества логически неизбежно; – оптимальная численность населения Земли не должна превышать 50–100 миллионов человек; – организация функционирования патентных ведомств и Академий наук такова, что они скорее тормозят научно-технический прогресс общества, нежели способствуют его развитию; – вряд ли кто из правителей подготовлен к управлению обществом (замечу, что управлять и удерживать власть – не одно и то же); – в некотором смысле вечная индивидуальная жизнь возможна; – любой человек может увеличить свой интеллект в тысячу раз, а любой подросток – в сто тысяч раз; – есть профессиональные ученые, инженеры, художники, рабочие, но... практически нет профессиональных людей (а разве быть Человеком – не самая важная профессия?). – первостепенная задача любого цивилизованного общества – заинтересовать человека в безграничном самосовершенствовании.
Подросткам
Мой самый желанный читатель – подростки, дети от 11 до 14 лет (и их учителя), ибо, как показывает непредвзятый анализ, действительно разумную цивилизацию могут создать только они. В этой книге они поймут далеко не всё, но, прочитав однажды, они обязательно будут к ней возвращаться – через пять, десять, двадцать лет, ибо она не столько дает готовые ответы на сложнейшие вопросы, сколько учит находить эти ответы самостоятельно. Если тебе от 11 до 14-ти и тебе хочется быть добрым и прожить великую жизнь, то эта книга в первую очередь для тебя (в твои годы мне ох как нужна была подобная книга, но ее, к сожалению, не было…). И если ты не боишься думать, то вскоре поймешь, что ты попал в самый фантастический мир. Действительно, люди не замечают, что самые великие чудеса и богатства находятся у них под ногами, в их руках, в их голове. Это похоже на то, как золотоискатель, увидевший груды золотых слитков, принимает их за медь и проходит мимо. Люди очень похожи на этого золотоискателя: они тратят свою единственную жизнь на такие пустяки, что только убогость ума спасает их от сумасшествия. Но посмотри вокруг: знаешь ли ты человека, который хочет стать умным? Не грамотным, не знающим, не умеющим, не образованным, а именно умным? А впрочем, что такое ум и какая наука может научить человека стать умным? Я думаю, что такой науки все еще нет; нет и школы, где учат человека уму. И знаешь почему? Потому что каждый человек считает себя абсолютно умным (от рождения!). Так что ум ему не нужен! А тебе?.. Если не интересно – мы друг другу не нужны. А если да, то придется тебе поставить под сомнение совершенство своего ума и читать эту книгу дальше: может быть, она поможет тебе отыскать свой «Золотой ключ» от понимания мира. А понимать мир – значит, владеть им. И вот что любопытно: не имея ничего, ты можешь иметь всё!
Итак, я приступаю к изложению своей концепции.
© Copyright: Виктор Сорокин, 2008 Свидетельство о публикации №2804080460
|