60. Управление этикой
Любое управление – это, прежде всего, создание хороших инструментов (для реализации цели). Но создать хорошие инструменты, не имея никаких инструментов, практически невозможно. Обязательно должен иметься какой-то базовый набор инструментов, и не каких-нибудь узкоприкладных, а довольно мощных и универсальных. Так, первыми исходными инструментами в механике были молоток, топор, захват (пассатижи). А уже с их помощью постепенно стали создавать новые инструменты, постоянно развивая их как систему.
То же самое и в этике. Для пересмотра своей этической системы человеку необходимо усвоить какие-то существенные этические принципы: без них человек неспособен понять, что такое этика и что такое мир души. Отсюда и умозаключение: человек, не впитавший в себя этические начала до определенного возраста, не может пересмотреть свою этику и управлять своей душой. У этих людей нет души, их поведение определяется только чувством страха и инстинктами. Где-то читал, что этот тип людей распространен в притонах нью-йоркского Гарлема…
Но человек, наученный различать добро и зло, обретший чувство стыда, в любой момент может пересмотреть и реорганизовать в лучшую сторону весь свой душевный мир, особенно при наличии логического и управленческого интеллекта. И не для того ли дана нам способность к управлению, чтобы она была главнокомандующим в любом поведении человека?..
Представляется, что и этика человека должна быть подконтрольной живому знанию, знанию-сознанию. Кто не попадал впросак с первым приятным впечатлением от человека? Но впоследствии оказывалось, что сознание вводило существенные коррективы в нашу оценку этого человека и чувства к нему. Поэтому имеет смысл поразмышлять об организации всей нашей этики загодя.
Разумеется, организационные принципы этики субъективны и зависят они, чаще всего, от воспитания в детстве. Однако, благодаря логическому анализу, человек может сделать немало полезных для себя выводов из сопоставления своей этики с этикой других людей. И, наоборот, попытки навязать человеку иную этическую систему почти наверняка вызовет ее отторжение. Только сам человек, причем, в минуты спокойного размышления, может совершить большой сдвиг в своей этической системе – если, конечно, у него такой интерес возникнет. (Кажется, году в 1957-м мне попалась книга «В мире мудрых мыслей». Упорно не соглашаясь принимать на веру какие бы то ни было истины, из мысленного противоборства с их авторами я вынес для себя немало полезного.)
Из основ Z-концепции, изложенной в предыдущих главах, на мой взгляд, логически вытекают следующие организационные принципы этики (здесь я их привожу как принципы для себя):
1. Научись легко и четко видеть конкретные проявления насилия и отличать насилие от ненасилия.
2. Ищи себе подобных (друзей) со школьной скамьи. 3. При воспитании ребенка никакое проявление насилия или неоказания экстренной помощи не обходи молчанием (тем более не хвали).
4. Если осознаёшь, что этические чувства в тебе слабы, найди для своих детей пусть даже малообразованного, но душевного воспитателя.
5. Изредка делай хоть маленькие подарки фактически чужим тебе людям просто так, без намерения что-то получить за это взамен (т.е. без меркантильного интереса). 6. За любое добродушие и доброту старайся отблагодарить по возможности в большем объеме.
7. Никому не навязывай ни свою волю, ни свою информированность (ее можно лишь предлагать).
8. В дружеском коллективе старайся выполнить свою долю коллективных обязанностей с избытком.
9. За пределами жилых и хозяйственных территорий старайся не убить даже комара: на болоте комар – хозяин, а ты – гость.
10. Лелей чувство дарящей любви (даже, если из-за этого ты постоянно будешь попадать впросак).
11. Имей мужество любому оказывать экстренную помощь (независимо от его этической системы), связанную с опасностью для его жизни.
12. Ничего, без острой необходимости, не проси у чужих людей (за исключением просьбы помочь стать достойным человеком).
13. Если для спасения человека необходимо (т.е. иной возможности просто нет) совершение какого-либо неэтического поступка, не связанного с угрозой для жизни другого человека, сделай его, ибо человек ценнее идеи и принципа.
14. Исключи из своего поведения насилие (не вызванное другим насилием). (Здесь важно знать о всех формах насилия, анализу которого впоследствии будет посвящена отдельная глава.)
|