Человек не дожидается, пока потребность станет нестерпимой, и потому соответствующую ей цель достигает заранее. Так, он не идет добывать пищу лишь тогда, когда голод начнет его мучить, – нет, пища у него уже приготовлена, в крайнем случае, приготовлены деньги для ее быстрого приобретения (например, в ресторане). Спектр конечных целей и установок взрослого человека довольно устойчив и хорошо известен ему самому. Эти цели (напоминаю: конечные) и установки редко строятся заново и берутся, как правило, уже в готовом виде из духовного отдела памяти: НАДО учиться, работать, есть, иметь детей, заниматься творчеством или каким-либо коллекционированием, общаться с приятелями, развлекаться и т.д. и т.п.
Но если все конечные цели закладываются в голову А-человека не по его инициативе, то В-человек (в том числе и Z-человек) в какой-то момент выбирает (а то и ставит) себе цели сам. Этот миг выбора и внутренней свободы краток, однако после выбора целей и В-человек, и Z-человек ведут себя так же, как и А-человек, – также запрограммированно, несвободно. Следовательно, над каждым человеком стоит свой, и довольно жесткий, диктатор в виде устойчивой во времени системы установок, которую можно рассматривать в качестве самой главной характеристики человека, сердцевины, конституции его сознания, «фотопортрета» его личности. Система установок определяет будущую судьбу человека существенней, чем психофизиологическое состояние организма и материальные условия.
Но если у А-человека его система установок эгоистична, неразрывно связана с его организмом и инстинктами, а потому и индивидуалистична, то система установок у Z-человека (в основе одинаковая у всех Z-людей) находится «над ним» и потому выступает как нечто внешнее для всех Z-людей. Система Z-установок и зовет, и повелевает и потому обладает признаками бестелесного бога почти в религиозном смысле.
И в самом деле, Z-мир имеет определенное сходство с христианской Церковью. Но система Z-установок существенно отличается от христианских (да и всех других) традиционных религиозных ценностей. Система Z-установок не мистична (она не требует психического самопорабощения), и каждая ее ценность наглядна, реалистична. Z-человек служит системе Z-установок не из-за страха, а на основании добровольного, свободного выбора. Система Z-установок не требует от человека веры в нее, поскольку она есть осознанно желаемое знание. Служение системе Z-ценностей заведомо не может причинить вреда ни человечеству в целом, ни конкретным людям, поскольку эта система человеколюбива и явно нравственна в каждом своем положении. Система Z-установок требует не молитв, а деятельности. Наконец, система Z-установок и не консервативна, и не догматична, поскольку в нее включены установки на сомнение и безграничное саморазвитие.
Конечно, система Z-установок рождена и создана почти обыкновенными конкретными А-людьми. Но рожденная однажды – неважно, кем и когда, – она выполняет функцию вселенского триединства – Разума, Духа и Души. В Z-мире нет и не должно быть культа личности: все члены Z-сообщества равноавторитетны, ибо у каждого одна и та же система ценностей.
Однако Z-мир не исключает обожествления самой система Z-ценностей. И этим Z-религия (если будет таковая) кардинальным образом отличается от всех известных религий, суть которых – безропотное поклонение физическому телу святого и авторитету этого тела. Так, если из христианства убрать телесность самого Христа, то христианство может рассыпаться в прах…
Еще одно – и, пожалуй, самое существенное – отличие Z-установок от всех иных отчужденных установок состоит в том, что, достигая своего потребителя, отчужденная Z-установка выполняет всего лишь матрицы, с помощью которой потребитель будет «лепить» свою установку, свою Z-цель уже САМ. Возможность этого определяется следующим: если у обычных А-людей факт истинности устанавливается вне их аппаратов мышления и, в основном, помимо их воли (поскольку сама основа для применения критерия истины – чей-то авторитет и т.п. – находится ВОВНЕ), то Z-человек устанавливает истину, в конечном счете, САМ. Так, у верующего человека критерием истинности утверждения является то, что это утверждение высказано святым отцом или написано в святом учении; верующий человек не имеет права на сомнение в «истине». Z-человек же, напротив, просто обязан ставить каждое высказывание любого авторитета под сомнение.
Однако сомневающегося человека хотелось бы предостеречь от опрометчивых попыток выставлять свое сомнение напоказ А-обществу – это иногда может обернуться опасностью (так, в школьные годы (!) мой друг за высказанное им сомнение был помещен в… психлечебницу.) Например, для религии сомневающийся человек – самый опасный еретик. Тяжелые испытания выпадают и на долю сомневающегося ученого, и обвинение в «невежестве» – еще не самое худшее, что его ожидает…
И, опять же, мы имеем довод в пользу того, что «человек разумный» (уже после исключения из него нелюдей) распадается на два подвида (в духовном, а не в биологическом отношении): людей сомневающихся и не сомневающихся, кардинально различающихся в своем поведении фактически во всем! Вместе с тем, сомневающиеся люди в основном понимают всех, так как когда-то сами были не сомневающимися, чего нельзя сказать о не сомневающихся.
Из этих рассуждений следует, что любая отчужденная Z-установка не может быть усвоена Z-человеком без сомнения, без ее переоценки. Но после переоценки (ревизии) Z-установка уже теряет свойство отчужденности – она превращается в свою собственную Z-установку. Таким образом, Z-человек живет по существу вне мира отчужденных установок. Но из этого вытекает и кардинальное кибернетическое различие между А-цивилизацией и Z-цивилизацией: первая развивается по объективным законам, отменить которые А-общество не может, вторая же – по субъективным законам, которые она вырабатывает САМА!
Объективные законы, по которым развивается (вернее – изменяется) общество, в основном известны, и это развитие можно спрогнозировать на многие годы и десятилетия. Так, Б.Бруцкус предсказал развитие российского общества, по существу, на столетие вперед. На сегодняшний день наилучшими способностями по прогнозированию социально-экономических процессов обладают, на мой взгляд, три аналитика: Леонид Радзиховский, Валерия Новодворская и Андрей Илларионов, хотя аналитические аппараты всех троих базируются на разных блоках аксиом. У Радзиховского – это кибернетические законы саморегулирующихся систем, у Новодворской – аксиомы и законы нравственного развития, у Илларионова – конкретные социально-экономические модели.
В середине двадцатого столетия были открыты многие законы развития общества, вытекающие из его кибернетической модели. Прогноз на основе этих законов не утешителен: в современном обществе существуют два-три десятка быстро развивающихся процессов, каждый из которых ведет к самоуничтожению человеческой цивилизации, а общество, тем не менее, не в силах остановить ни один из них! Оно даже не в силах всерьез обеспокоиться…
Напротив, с позиции Z-мировоззрения, в обществе нет ни одного отрицательного явления, развитие которого нельзя было бы заморозить на сколь угодно длительное время. И эта возможность появилась, прежде всего, благодаря механизму превращения цели отчужденной в цель непосредственную, сделав тем самым невозможным внедрить в систему Z-установок сверхъестественные силы, включая мистику. Последнее весьма важно, ибо увлечение мистикой, как и наркотиками, толкает человека в психическую "черную дыру", откуда возврата нет. И вот этой "дыры" следует опасаться более всего!..
|