48. Эталоны качества Наилучшее качество любой вещи, какое только можем себе представить, мы назовем идеалом. (Заметим, что качеством может являться и система элементарных качеств.)
Идеалы тесно связаны со всеми потребностями, более того, даже сами могут являться потребностями и в этом случае они становятся, в некотором смысле, "духовными" ценностями (эта мысль заслуживает глубокого анализа). Многообразие деятельности человека в большой степени определяется его системой "духовных" ценностей, эталонов качества. (Слово духовные мы берем в кавычки, поскольку пока не ясно, являются ли эти ценности действительно духовными.)
Самые главные качества информации (как и образа вообще) – это ее достоверность (степень истинности) и полезность (т.е. способность удовлетворять ту или иную потребность). Информация обладает также внешними характеристиками – объемом, формой, структурой и т.п. (По сей день традиционная кибернетика работает в основном с внешними характеристиками информации; по этой причине творчество и художественный язык компьютеру пока не доступен.) Идеал информации: стопроцентная истинность, полная понятность, максимальная полезность (эффективность), минимальный объем, стопроцентная сохранность, недоступность для "врагов", и т.д.
Базовое знание человека – это, прежде всего, система эталонов качества (и качеств вообще). Это важнее любой конкретики, так как эталоны качества (особенно идеалы) косвенно содержат в себе и цели, и средства их достижения. Отсюда и наиважнейшая задача образования – научить (и научиться самому) ученика легко находить максимальное число как достоинств, так и недостатков любой вещи. Способность к легкому обнаружению достоинств защищает нашу психику от сильных огорчений, ибо позволяет видеть наилучшие решения и освещает жизнь постоянным светом надежды. Способность же к обнаружению недостатков не позволяет нам успокоиться на достигнутом, она побуждает нас к совершенствованию вещи, более того, к изобретательству. И дух, который активно следит за равновесным развитием этих двух способностей, быстро наращивает свое могущество.
Но усвоение качеств и идеалов требует освоения соответствующих субстанций, областей. Невозможно обрести эталон доброты, не обладая свойством быть добрым, эталон интеллекта – не обладая интеллектом и т.д. Из этого вырисовывается удивительный парадокс познания: чтобы начать процесс познания, мыслительный аппарат предварительно должен обладать каким-то базовым знанием. Но тогда возникает вопрос: как справляются с задачей познания новорожденные?..
***
Любое качество, как известно, обладает той или иной потребительной ценностью. А так как идеальных вещей почти не существует, то величину качества вещи, обладающей многими качествами, приходится определять как средневзвешенную величину всех ее частных качеств, учитывая при этом и отрицательные качества.
Рассмотрение идеалов главных вещей в каждой субстанции человека должно составлять главную задачу обучения в начальной школе. Таблица умножения может подождать, а вот отсрочить усвоение человеческих ценностей и идеалов на старший возраст, тем более на послешкольные годы, значит оставить человека в полном неведении относительно его главных задач в жизни. Для того, чтобы ребенок мог постигнуть идеалы, необходимо применять все допустимые педагогические средства, наиболее эффективными из которых являются наглядные примеры из жизни, фильмов, книг… Вместе с тем, прививая любовь к идеалу, необходимо воспитывать и неприятие антиидеала. Хорошим примером такого подхода может служить стихотворение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Замечу, что я очень хорошо помню моменты привития мне того или иного идеала в семье или в школе, при этом не было ни одного случая, чтобы наставление вызывало бы перенапряжение сознания. В любом случае усвоение идеалов давалось гораздо легче, чем зубрежка таблицы умножения. Система типичных идеалов в обществе составляет основу его культуры. Чем шире эта система, тем культурнее общество и тем быстрее оно развивается. И наоборот: крушение идеалов ведет к деградации общества.
Понятно, что человек не может все делать с идеальным качеством, да обычно в этом и особой нужды нет, поскольку получение идеального качества, как правило, требует очень больших затрат труда. Обычно человек удовлетворяется каким-то минимальным уровнем качества: достигнут такой уровень – вещь годится к употреблению, не достигнут – значит, брак. Вот это минимально удовлетворительное качество называется эталоном.
Нередко эталон качества задается в виде допустимых отклонений от некоторой средней величины. Эти отклонения называются допуском.
К идеальному качеству человек стремится в спорте, искусстве, чувствах, научном эксперименте и др. Конкретные случаи идеалов будут рассмотрены в главах, посвященных организации управлением различными субстанциями.
|