47. Мои ценности
Высказывание положительной самооценки считается в современном обществе дурным тоном. Сказать о себе «Я дурак» – можно, а вот «Какой я воспитанный!» – нельзя. И наоборот, польстить человеку вполне допустимо, а высказать ему мнение о его недостатке считается невежливым. Впрочем, у последнего обстоятельства есть свои причины: обычно люди любят, когда их хвалят, и не любят, когда их критикуют в негативном плане. Поэтому в отношении саморазвития большинство людей ставит себе труднопреодолимый барьер: они лишают себя обратной связи с обществом. Иногда лесть бывает настолько замаскированной, что истинное отношение того или иного человека к вам узнается чисто случайно либо через длинную цепочку лиц, представляющую собой, как правило, «испорченный телефон».
Но умный человек нуждается в объективной оценке всех своих характеристик, поэтому он ищет общения в первую очередь с людьми, более развитыми в том или ином отношении и, главное, не боящимися высказать нелестную оценку. Ну, а тому, у кого есть умный и нельстивый друг, крупно повезло.
Однако, как гласит пословица, на друга надейся, а сам не плошай: следует научиться оценивать свои характеристики самому. И основой для квалифицированной работы подобного рода являются две вещи: максимальное знание всего спектра ценностей (чему призвана научить начальная школа) и развитый глазомер в измерении характеристик самой разной природы (в чем следует тренироваться).
А теперь остается самое главное: измерять! И в этом месте кроется интересный камень преткновения: оказывается, большинство людей не хочет знать о своих недостатках! Люди могут быть намного умнее, красивее, добрее, привлекательнее и т.д., но… не хотят, ибо считают, что в своем представлении об уме, красоте, доброте, привлекательности и т.д. они достигли всех высот! По моим наблюдениям, из перечисленного люди нуждаются только в красоте, но в красоте с их точки зрения, а не с точки зрения окружающих. Модные ныне пластические операции существенно меняют внешность человека, но почти никогда не делают его красивее (с точки зрения непредвзятого эксперта) – просто теперь эта красота будет больше цениться другой общественной группой (между тем, гораздо важнее стать красивым для одного человека – любимого, что вполне осуществимо).
…Так и быть, смиримся с тем, что давать высокую оценку своим характеристикам считается неприличным. Полагаю, однако, что открыто говорить о своих вкусах и декларировать свою систему ценностей считается вполне допустимым. Я сказал бы сильнее – должным. И вот почему.
Человек – существо общественное. К одиночеству он стремится только в том случае, если общество уж слишком ему досаждает. Обычно же человек ищет возможности кооперироваться по самым широким вопросам. Более того, чем большее совпадение интересов имеется у двух людей, тем сильнее у них повод стремиться к общению. При этом люди стремятся знать достоверно о наличии у других тех или иных интересов, поскольку бессмысленно тратить массу усилий на налаживание контактов с тем, чьи интересы не совпадают с вашими.
Однако люди почему-то чаще всего свои интересы не афишируют, принуждая тем самым каждого нового знакомого решать головоломку с выяснением их интересов. Призадумавшись, в какой-то момент, над этим фактором, я подсознательно отработал блицпрограмму для выяснения основных интересов своего собеседника. Если перспектива общих интересов не просматривалась, я сворачивал нашу беседу.
А вот общественный человек, несущий информацию людям, обязан изложить свои цели и свою систему ценностей – по собственной инициативе, без просьбы со стороны общества.
В настоящее время все мои цели и ценности логически вытекают из Z-идеи – из стремления к полносистемному совершенству. Идея эта вошла в мой мир году в 1968-м. Субъективные моменты в моем мировоззрении постепенно стали уступать место логическим выводам из научной модели реализации Z-идеи, в результате чего произошла почти полная потеря субъективности, но, разумеется, с сохранением индивидуальности во всех объективных характеристиках – в первую очередь, в неинформативных потребностях.
Но вот интересный вопрос: погрешности при измерении тех или иных величин, без привлечения измерительных приборов, являются ли субъективными? То, что они являются индивидуальными, – бесспорно: каждый измерительный прибор имеет свою индивидуальную погрешность. Однако вряд ли мои погрешности являются субъективными. И вот почему. После того как какая-то часть моего сознания подает сигнал-приказ аппарату мышления к проверке какой-то характеристики, то процесс измерения осуществляется аппаратом мышления уже без давления со стороны блока приказов – подобно тому, что машина (без водителя), которую подтолкнули под гору, дальше покатится уже по не зависящим от нас законам.
Таким образом, становится очевидным, что я не волен вести себя по своей прихоти – вся моя жизнь УЖЕ предопределена; отклонение от алгоритма возможно лишь при появлении неожиданных обстоятельств, НЕ известных моему знанию.
Хорошо ли это или плохо – не знаю, но я принимаю это за объективный факт. Однако высший уровень управления в моем сознании постоянно находится под наблюдением высшего сомнения: а не появилось ли каких-либо признаков противоречия в системе ценностей и высших управляющих решений?..
Ну а теперь, исходя из Z-идеи, легко начать строить дерево целей. (Кстати, довольно подробным примером этой работы могут служить предыдущие главы Z-книги.)
Самое главное, из Z-идеи следует сверхцель: забота о сохранении и развитии человеческой цивилизации, из которой, в свою очередь, следует почти эквивалентная цель – создание и поддержание полноценной семьи. Самые распрекрасные рассуждения о совершенном устройстве общественной жизни и цивилизации в целом, высказанные философом или политиком, не создавшим полноценной семьи, серьезного доверия, на мой взгляд, вызвать не могут.
Из этих двух сверхцелей вытекают три начальных главных цели: получение трех образований: 1 – узкопрофессиональное образование для жизнеобеспечения себя и своей семьи, 2 – безупречное образование по созданию полноценной семьи, и 3 – полносистемное образование для эффективного служения человечеству. (Более подробно тема образования будет раскрыта в главе «Школа».)
Ну а после этого можно претворять эти знания в жизнь. Однако не трудно заметить, что современное общество дает своим гражданам удовлетворительные знания только по первому, самому простому, образованию. Так вот, мое главное намерение состоит в том, чтобы поделиться с читателем своими соображениями по получению всех трех образований (что не так просто) и создать в какой-либо организационной форме движение за организацию бытия в логике Z-идеи.
В заключение этой главы я хотел бы остановиться на одном интересном парадоксе человеческой жизни. В принципе, уже к середине двадцатого столетия были удовлетворительно разработаны практически все аспекты построения высокоорганизованной жизни и счастливой семьи: «Хочешь быть счастливым? – будь им!». Однако складывается ощущение, что подавляющее большинство людей вовсе не стремится к правильной жизни – они от такой жизни умирают со скуки! Почему?..
|