46. Чему нет цены
Любопытно, что для подавляющего числа людей экономика не является самоцелью: дай им то, чего они желают, и они больше палец об палец не ударят, а будут только блаженствовать и наслаждаться. Следовательно, самые интересные моменты в бытии человека находятся ДО экономики (в мире целей) и ПОСЛЕ нее (в сфере конечного потребления).
Зона вне экономики – особая: в ней не действуют рыночные законы. У Верзилина я вычитал впечатляющую историю на эту тему. В 16-м или в 17-м веке одесский купец отдал за кокосовый орех с Сейшельских островов два корабля, груженых товаром! Суть истории не в точности мелких обстоятельств, а вот в этом факте: за «сущий пустяк» отдать целое состояние. Продавец ореха бизнесом, может быть, и занимался, но вот купец-покупатель – точно нет! Он не товар покупал – он отдавался ЧУДУ! (Заметим – не мистическому.) Продавец – фигура мелкая, меркантильная, а вот покупатель – само чудо! До такой степени любить оригинальность, редкость, невероятность может только чувственный гений! А притянутая к этой истории экономика (два корабля с товаром) – сущий пустяк, не стоящий и внимания…
Самое грандиозное в действиях человека и в цивилизации находится за пределами экономики и ее фундамента – неинформативных потребностей. Из внеэкономических явлений на первом месте по значимости стоит, безусловно, ЛЮБОВЬ, мало кому ведомая Великая Любовь. В другой раз я постараюсь проанализировать этот феномен более тщательно. Пока же важно отсечь от феномена Великой Любви явления мимикрии. Любовь – это не секс, не влюбленность, не дружба, не взаимовыгода. Они – лишь «приправа» к Великой Любви.
Сдается мне, что сказанного достаточно, чтобы в 12-14 (от силы в 17) лет постигнуть феномен Великой Любви и стремиться к ней – хоть всю жизнь. При этом Великая Любовь к противоположному полу не сильно отличается от Любви к любому человеку. Вот маленький пример из наших путешествий, иллюстрирующий этот феномен.
Летом 1969 года мы всей семьей (старшему сыну (Вове) тогда было семь лет, а младшему (Руське) – пять) и с нашим приятелем Афониным путешествовали на надувнушках по притоку Западной Дивны – Меже. В одном месте, в конце довольно длинного прямолинейного участка, упиравшегося в крутой берег, мы остановились, чтобы купить в деревне молока. Пока все, кроме меня, ходили наверх, я разговаривал с благочестивым стариком, сидевшим на склоне и провожавшим этот мир в долгий путь... Скоро вернулись наши, и мы поспешили в лодки, поскольку надвигалась большая гроза. Отплыв метров триста, мы пристали к левому низкому берегу и быстро перетащили поклажу в глубь темного елового леса за узкой полосой луга. Ставили палатку и разводили костер уже в кромешной темноте и под шквальным ливнем. Когда огонь взял верх над водой и котелок зашумел, послышался шорох. Мы подумали: лоси идут на огонек. Но то оказались вовсе не лоси, а добродушная черноволосая женщина лет сорока пяти с дочкой лет двенадцати (у которых мы час назад купили молоко) – насквозь промокшие. Женщина протянула узелок: "Это вам. Где вы достанете еды? А у вас дети!". В узелке была… картошка. Мы пригласили их отужинать с нами, но они поспешили обратно. Все произошло так быстро, что никто из нас не догадался хотя бы имя этой женщины спросить. Не знали мы и названия деревни... Проходят годы, десятилетия. И чем дальше, тем чаще мы вспоминаем тот эпизод. Какая сила вытащила женщину из уютного дома в проливной дождь и штормовой ветер (да еще с ребенком!), чтобы сесть в лодку и разыскать в глухом лесу абсолютно не знакомых ей, можно сказать, чужих людей? Похоже, что есть в мире нечто, к чему даже рассудком прикасаться нельзя: можно поранить. Это – святое. Способность на такие поступки и даже просто понимание их специфичности – мир особый. И не с этого ли начинается уникальное явление, которое мы называем Человек с большой буквы?..
Много подобных историй можно найти в художественных произведениях Александра. Грина, которого я считаю родоначальником особой этики. Впрочем, на этой этике основана и наша с Соней семья.
Вторым внеэкономическим способом бытия является творчество, особенно научное. Стимулом к творчеству являются различные информативные потребности, а главным инструментом – в той или иной степени изобретательство. Творческий человек может творить произведение, противоречащее всякому здравому смыслу. Но никто не может гарантировать, что бесполезное, на первый взгляд, творчество непременно не принесет пользы, ибо извне невозможно увидеть то, что видит сам творец.
За научное чудо многие ученые готовы пожертвовать собственной жизнью. Например, когда появилась возможность запускать спутники Земли без их возврата, было немало желающих совершить ради научного чуда безвозвратное путешествие в космос.
Чем большую независимость человек получает от своего тела, от своих физиологических инстинктов, тем больше у него появляется таких ценностей, которые не подвластны золотому тельцу.
Если для А-человека наивысшей ценностью является его биологическая жизнь или способность к получению неинформативного удовольствия, то для Z-человека существуют ценности куда более значимые. Так, ни за какие деньги он не продаст своих друзей. Януш Корчак имел право не входить в газовую камеру вместе с еврейскими детьми, но ему и в голову не пришло соизмерять свою жизнь с будущими угрызениями совести: сила Великой Любви перекрыла все расчеты…
|