В этой статье я хотел бы рассказать как понятие мечты было представлено в различных мировых религиях, вероучениях, философских школах и направлениях. Ведь само слово "мечта" появилось, наверное, одновременно с тем, как человек впервые начал задумываться о смысле жизни, смысле свеого существования, о своем месте в мире и во Вселенной.
Первым способом осознания мира была мифология. Мифология отличается от религии тем, что в ней обычно присутствует много божеств - богов и
богинь - и именно они управляют всей жизнью. Так в Древней Греции существовал целый пантеон богов, которые по мнению греков жили на горе Олимп. В то время, люди больше думали о том, что их ждет после смерти, и, соответственно, размышляли, как нужно правильно прожить жизнь, чтобы не разгневать богов.
Греки считали, что тот, кто почитал богов попадает в рай - на Елисейские поля, а кто творил много зла - отправится в мрачное царство Аида. Схожая ситуация была и в Древнем Риме. Очень интересно, что в древнеяпонской религии синтоизме была только одна главная богиня - Аматэрасу, но зато боги и духи были у разных сил и явлений природы, даже у камней, цветов и деревьев. Кстати наши предки славяне очень почитали природу, так как для них все было живым и мыслящим.
В древней Индии существовало очень много религиозных школ, и конечно, мечта была у каждого своя. Так, кришнаит мечтал попасть к своему богу Кришне-Раме на чудесную планету Голока. Последователь Веданты пел гимны Солнцу, и превыше всего почитал знание. Буддист призывал всех не творить злого, проявлять милосердие ко всем живым существам, а его мечтой было желание обрести особое состояние блаженства называемое нирваной. Его мечтой и идеалом была "светоносная пустота, когда нигде нет привязанностей".
В Тибетской Книге Мертвых говорится, что душа умершего человека скитается среди "отражений собственного ума - грозных будд, боддхисаттв и дакини", и чтобы родиться в мире высших существ - людей, богов или асуров, должна "идти к свету".
Тибетский буддизм, или ламаизм - одна из самых совершенных религий. Речь идет вот о чем. Ламы учат, что вся жизнь - это страдание, болезни и нищета. Сиддхартха Гаутама, больше известный как Будда, пришел для того, чтобы освободить человеческий ум от иллюзорных представлений, и дать людям подлинное знание - Дхарму - универсальный нравственный закон.
Намного позже в 18-ом веке об этом скажет немецкий философ Иммануил Кант - "Поступай с людьми так, как ты хочешь чтобы они поступали с тобой". Кант назвал этот закон "категорическим императивом".
Но вернемся в древние времена. Две тысячи лет назад на основе иудаизма, а в каком-то смысле и в противовес ему, возникает христианство - самая известная нам религия. Вместо ветхозаветного "око за око и зуб за зуб", Христос выдвигает неожиданный для того времени лозунг "возлюби ближнего своего как самого себя". В своей Нагорной Проповеди (6-7 глава Евангелия от Матфея), Иисус полностью излагает свое учение, которое до сих пор согревает сердца православных, католиков, протестантов, монофизитов, баптистов, гностиков и других последователей этой религии. Принципы просты и ясны - будь добрым и честным, не совершай зла, не лги, не причиняй вреда людям.
О чем мечтают христиане? Конечно же о Царстве Божьем, о Граде Господнем, где "и времени больше не будет", а будет "днесь" - вечное присутствие бога. Нечестивцы же отправятся в ад, в геену огненную, где "будет плач и скрежет зубовный".
Христианство подарило миру многих великих мистиков и духовидцев - Фому Аквинского, Аврелия Августина, Марка Аврелия, Якова Бемё, Мейстера Экхарта, Святого Хуана де ла Круз. Русские мыслители Бердяев, Лосев, Соловьев, Андреев тоже обращались к христианским текстам. Читая этих замечательных людей, вы поймете почему так важно верить в свою мечту, и не поддаваться на провокации тех, кто говорит, что мечтам не суждено сбыться!
Через семь веков после христианства возникает еще одна мировая религия - ислам. Его основатель Мухаммед написал священную книгу Коран, которая была надиктована пророку самим Аллахом. "Бог един, нет у него ни друга, ни брата, ни матери, ни отца, ни сына, ни сотоварища" говорится в суре "Корова" - одной из частей Корана. Эта революционная на то время идея позволила исламу стать одной из самых распостраненных религий.
Мусульманин тоже мечтает попасть в рай. Как говорится в одной суфийской притче, после смерти человек идет по узкому мосту, с одной стороны которого бездна преисподней, а с другой рай. В одной руке человек держит свои добрые дела, а в другой грехи и пороки, и все зависит от того, какая ноша окажется тяжелее.
Примерно с 16-17 веках религиозному мышлению выдвигается альтернатива - научно-философское мышление. Мечтой классических европейских философов - Бэкона, Локка, Оккама, Руссо, Дидро и других было построение нового мира, счастливого общества на Земле, но уже не с помощью божественного вмешательства, а с помощью достижений науки. Другие мыслители, такие как Гегель, Фихте, Шеллинг, Шопенгауэр больше занимались метафизикой - абстрактными рассуждениями о свойствах бытия, как в свое время это делали древнегреческие мыслители - Сократ, Платон, Аристотель, Зенон Александрийский и другие.
Начало 20-го века показало несостоятельность такого подхода. Метафизику подвергли критике экзистенциалисты (Кьеркегор, Камю, Сартр), которые говорили что существование человека по сути своей обессмысленно, что жизнь это своего рода "Театр абсурда". Мартин Хайдеггер вообще отверг основной вопрос философии, который звучал так "что первично - мысль или материя", или как сказали бы мы с вами - что важнее - Материя или Мечта. Хайдеггер уделял большее внимание вопросу взаимоотношения бытия и времени.
Смысловые игры философов привели к тому, что философия потеряла свое лицо и превратилось в удивительного по своей нелепости фантома - постмодернизм. Постмодернисты (Бодрийяр, Деррида, Гуссерль, Соссюр, Эко) учат тому, что познать мир можно только изучая язык, который является универсальным носителем информации. Конечно, в этом есть рациональное зерно.
Трудным, непростым путем к своей мечте идут герои книг постмодернистов (Умберто Эко "Маятник Фуко", Джеймс Джойс "Уллис", "Поминки по Финнегану"). Тем не менее, рассуждения о сути Мечты присутствует практически в любом направлении мысли. В книгах замечательного русского писателя Виктора Пелевина персонажи идут к своей Мечте необычными дорогами, но в конечном итоге, согласно писателю, все равно приходят к Абсолютной Свободе.
Великий американский антрополог Карлос Кастанеда, автор таких замечательных книг как "Сказка о Силе", "Путешествие в Икстлан", "Дар Орла" и многих других, дал нам удивительно ясную картину мира, совершенно потрясающую философию, основанную на древнем знании индейцев-тольтекков. Чтобы рассказать о ней не хватит и целой книги, скажу лишь, что все Граждане Мечты, и те, кто симпатизирует нашим идеям, обязательно должны прочесть его книги. Но делать это следует не спеша и осторожно, если что-то становится непонятным, вы должны спросить об этом своего Учителя.
Самой же понятной и доступной книгой о Мечте, на мой взгляд является книжка Пауло Коэльо "Алхимик". Словами из нее я и хотел бы завершить свой краткий обзор.
"Если ты чего-то искренне хочешь, то вся Вселенная будет способствовать, чтобы твоя Мечта сбылась".
Желаю всем вам того же. Мир без конца!
|