Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | ГлавнаяМой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » 2011 » Май » 5 » Участники круглого стола считают: необходимо продолжить подготовку учителей в области конструирования учебных технологий
20:44
Участники круглого стола считают: необходимо продолжить подготовку учителей в области конструирования учебных технологий

 Сегодня, 5 мая 2011 года, в рамках ІІ Международного образовательного Форума "Личность в едином образовательном пространстве" на кафедре дидактики и методик обучения естественно-математических дисциплин Запорожской областной академии последипломного педагогического образования был проведен  Круглый стол «ПРОБЛЕМА КОНСТРУИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА».

Организатороми круглого стола выступили кафедра дидактики и методик обучения естественно-математических дисциплин КУ «Запорожская областная академия последипломного педагогического образования» ЗОС в творческом содружестве с Институтом педагогики АПН Украины, Институтом педагогических исследований (Молдова, г.Кишинев); Национальным педагогическим университетом имени М.П. Драгоманова; Запорожским Национальным университетом, Мелитопольским государственным педагогическим университетом имени Богдана Хмельницкого.

Для официального участия в работе круглого стола предварительно зарегистрировалось 35 человек. Из них приехали на круглый стол для очного участия 27 человек из 12 населенных пунктов России, Украины, Молдовы.

На обсуждение были вынесены вопросы:

1.  Конструирование учебных технологий как творческий процесс.

2.  Особенности конструирования учебных технологий.

3.  Методологическое обеспечение процесса конструирования технологий обучения.

4. Система целей педагогической деятельности как методологическая основа конструирования учебных технологий.

Приоритетными целями круглого стола признаны: 

1) организация единого информационного пространства для обмена мнениями, опытом по проблемам, которые возникают при конструировании учебных технологий между научными работниками, руководителями школ, педагогами-практиками и другими заинтересованными лицами;

2) объединение усилий исследователей и педагогов-практиков разных стран, ведущих поиск в русле проблем конструирования учебных технологий и подготовки учителя к этому виду деятельности;

3) выработка подходов и стратегий для разработки дидактической системы подготовки учителя к конструированию учебных технологий - в целом достигнуты.

Участники круглого стола отметили:

В процессе обсуждения вопросов круглого стола выделена и исследована система проблем, которая сопровождает деятельность педагога при конструировании учебных технологий:

1) профессиональные деформации педагога;

2) объединение уровневой и профильной дифференциации в обучении;

3) разработка, апробация и внедрения эффективных учебных технологий;

4) отбор и конструирование интегрированного содержания образования на уровне учебных предметов; 5) объединение двух систем целеполагания в образовании;

6) развитие рефлексивных способностей ученика.

Рассмотрено три основных цикла в структуре творческого процесса конструирования: понимание технологических требований, которые содержатся в задаче конструирования; построение замысла решения; достижение подтверждения или не подтверждения правильности замысла. Доказано, что все три цикла конструирования связаны с принятием учителем трех важнейших решений: оценивание задачи, прогнозирование с помощью замысла (проекта будущей технологии), оценка созданной технологии путем контекстного проигрывания. Эти решения осуществляются на основании наличия у субъекта образования эталонов (оценка задачи), а потом образа, который развивается в процессе проверки замысла. Начиная конструирование учебной технологии, учитель должен придерживаться соответствующей технологической логики. Последняя отображенная на уровне концепта, который охватывает нормативную составляющую технологии на ее основных процессуальных этапах. Доказано, что такая жесткая заданность на соблюдение технологической логики не ограничивает учителя в творчестве.

Участники круглого стола пришли к общему мнению, что анализ методологических основ конструирования оказывает содействие приближению исследований по автодидактике к современному уровню педагогической теории и к запросам практики. Определение методологических понятий дает возможность создать научно-исследовательскую программу конструирования технологий обучения, которая также выполняет методологическую функцию, и представляет собой сложную систему с такой структурой:

1) теоретическая основа - положения, не подверженные критике;

2) суждения, которые связывают программу эмпирическими данными;

3) указания ошибочных направлений конструирования;

4) рекомендации относительно путей конструкторской деятельности, которые являются главным методологическим элементом научно-исследовательской деятельности.

Сущность проблемы целеполагания в педагогической деятельности участники дискуссии определили в необходимости решить противоречия:

1) между источниками целей педагогической деятельности, которые существуют независимо от педагога (между окружающей действительностью, нормами существования и развития, составляющими основу содержания образования, и особенностями личностного развития ребенка, его потенциалом); 

2) между познавательными целями, которые объективизированы как запланированные результаты обучения с помощью поэтапного критериального контроля и невозможностью количественно проанализировать на основе четко формализованных критериев цели развития, цели воспитания, социализации, самоактуализации ученика и др.

Решение проблемы целеполагания заключается в том, чтобы адаптировать основные компоненты содержания образования как отражение социального опыта (познавательный опыт, опыт обретения умений, опыт эмоционально-ценностных отношений) согласно содержанию личностного развития ученика (нужды и способности).

Круглый стол рекомендует:

1.               Предусмотреть комплекс мероприятий в системе последипломной подготовки учителей, направленных на формирование у них готовности определять проблемы учебно-воспитательного процесса и осуществлять отбор технологий, внедрение которых дает возможность решить эти проблемы, планировать процесс разработки и внедрения учебных технологий в практику работы и реализовывать намеченный план.

2.    Включать в содержательный компонент ППО учителя систему мероприятий, направленных на решение задач формирования положительного отношения к директивным образовательным инновациям, внедрение которых предполагает создание авторских учебных технологий и развитие мотивации достижения, в том числе формирования чувства «личностной причинности».

3.    С целью формирования у учителей информационной основы конструкторской деятельности необходимо разработать и внедрить в систему последипломного образования интегрированный курс соответствующего направления, в котором были бы отражены современные разработки в области педагогики и психологии творчества, педагогической конструктологии, теории принятия решения, теории технологического подхода в образовании и т.п

4.    Включать в систему методической работы школы семинары по подготовке учителя к конструированию учебных технологий, поощрять инновационную деятельность учителей, направленную на создание авторских технологий обучения.

5.    Использовать возможности интеграции различных систем ППО в курсовой и межкурсовой периоды.

6.    Уделять большее внимание системе последипломной подготовки руководителей по вопросам формирования готовности учителя к инновационной деятельности по конструированию учебных технологий.

7.    Реализовать важнейшие задачи подготовки учителей по вопросам педагогического целеобразования:

1) оказание помощи учителям в понимании закономерностей и принципов процесса целеобразования;

2) развитие их способности как к обоснованной оценке разнообразных научных подходов к определению концептуальных целей общего среднего образования и их педагогической интерпретации, так и к самостоятельному определению модульных и частных целей, в частности, учебных технологий.

8.    Разработать систему тренингов по формированию у учителей системы действий по созданию и внедрению учебных технологий в практику работы, т.к. опыт конструкторской деятельности может быть усвоен личностью только путем ее включения в процесс создания авторских учебных технологий, а важным фактором эффективности этой деятельности является сформированность соответствующих действий.

9.    На результативность конструкторской деятельности и успешность ее освоения влияет уровень сформированности у учителя профессионально важных качеств учителя-проектировщика, к которым относятся в первую очередь креативность и критичность его профессионального мышления. Развитие креативности должно осуществляться с позиций комплексного подхода и направляться на развитие дивергентности мышления учителей, алгоритмических приемов решения проблем в профессиональной области. Развитие критичности профессионального мышления должно происходить в единстве структурных компонентов - сформированности критериальной базы оценки педагогических процессов и явлений, способности к ее осуществлению и научному обоснованию.

10. Продолжить исследования в области конструирования учебных технологий и подготовку учителя к конструированию учебных технологий на экспериментальных площадках области.




Фото, видео, аудио и Интернет-адаптация материала:

Андрей ЕЛЬКИН

МОЭИИ "ВЕСТНИК МЕЧТЫ"

 Для просмотра в полном размере нажмите на изображение













Конструирование учебных технологий как творческий процесс.

Головко Н.В., докторант Института педагогики НАПН Украины.

 

 Фрагмент 2. Мнение директора школы.

 

 Фрагмент 3. Мнение директора школы.

 

 .


Просмотров: 843 | Добавил: rm | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1
Уважаемые учителя! Предлагаю обсуждать проблематику круглого стола в ленте комментариев.
avatar

Форма входа

Поиск

Новые комментарии


я в последнее время читаю множество статтей, подсел на их чтение, много полезной информации.

Удивительно красивая мелодия в стиле группы "Зодиак" или французского ансамбля "Спейс

Проєкт пошуку нової мелодії для гімну "Республіки Мрії". Доєднуйтесь!

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter