Проблема выбора эффективных электронных средств обучения, способствующих реализации новых целей образовании, как одна из актуальных проблем, обсуждалась на заседании областной творческой группы ведущих методистов, учителей химии школ Запорожской области. Заседание было проведено Руководителем творческой группы, старшим преподавателем кафедры естественно-математических наук Запорожского областного Института Последипломного Педагогического Образования Дегтяренко Светланой Григорьевной. Казалось бы, использование электронных средств - это способ повысить мотивацию учащихся, расширить спектр средств обучения, реализовать сложные или опасные химические опыты в виртуальной среде и многое другое. Однако, примеров эффективного использования электронных образовательных источников в современной школе не достаточно - учителя химии в основной своей массе пока плохо представляют себе возможности цифровых образовательных ресурсов. Участники рабочей встречи согласились, что если мы говорим о среднестатистической школе, то причины не использования электронных средств в учебном процессе учителями химии, могут быть следующие: - отсутствие в школе необходимых технических условий (компьютерного оснащения кабинета химии, доступа к Интернет, и т.п.); - недостаточная компетентность учителей химии; - нежелание учителей использовать инновационные методы в своей работе (за редким исключением); - недостаток информации о существовании электронных средств по предмету, либо не возможность их приобрести по каким либо причинам;
Светлана Дегтяренко отметила, что ресурсы должны быть разработаны в соответствии с целями и задачами образования. Тщательному анализу был подвергнут диск «Виртуальная химическая лаборатория 8-11 класс». Имея виртуальную постановку сложных или опасных опытов мы выходим из положения демонстрируя их учащимся или же предлагая посмотреть самостоятельно. При этом важно не забывать, что химия - экспериментальная наука, убрать эксперимент из школьной химии – это значит обесценить предмет полностью. Показывать все опыты в виртуальном режиме нельзя, надо оставить пространство для реального эксперимента, как могут помочь в этом ресурсы? Возможно они должны не иллюстрировать сам эксперимент, а дать, например, методику его проведения, алгоритм действий, или же, например, технику безопасности. Результатом работы творческой группы явилось формирование общего видения требований, которые должны соблюдаться при использовании электронных источников обучения. 1. Требование научности обучения с использованием электронных источников означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала. Процесс усвоения учебного материала с помощью электронных источников должен строиться в соответствии с совре¬менными методами научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования, в том числе и математического, а также метод системного анализа. 2. Требование доступности обучения, осуществляемого посредством электронных средств обучения, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которой овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого. 3. Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью электронных средств может быть значительно выше, чем при использовании традиционных учебников и пособий. 4. Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимся. Требование обеспечения наглядности реализуется на принципиально новом, более высоком уровне. 5. Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение средствами электронных источников самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. При этом осознанным для обучающегося является то содержание, на которое направлена его учебная деятельность. 6. Требование систематичности и последовательности обучения при использовании электронных средств означает обеспечение последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области. Необходимо, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в строго логическом порядке и находили применение в жизни.
Участники заседания делились своим собственным опытом внедрения электронных технологий в процесс обучения. При использовании на уроках химии мультимедийных средств учащиеся имеют возможность увидеть и изучить пространственное строение молекул органических соединений, что сложно сделать в их плоскостном изображении, показанном в учебнике. Особенно удобным выглядят задания самоконтроля и тренажеров, которые позволяют оперативно проверить уровень усвоения материала не только учителем, но и самими учащимися, что позволяет коррекционную работу осуществлять на индивидуальном уровне. Использование компьютерных технологий способствует развитию самостоятельности учащихся, учету индивидуального темпа их обучения, эффективному применению дифференцированного подхода, проведению контроля с помощью различного вида заданий: тренажеров, тестов, заданий самоконтроля. На уроках во время объяснения нового материала, обобщения и закрепления можно использовать ученические презентации. Это позволяет организовать учебный процесс более интересно. Учащиеся самостоятельно готовят презентации по отдельным темам, например: блок тем «Металлы», «Неметаллы», «Карбоновые кислоты» и др. Школьники представляют дополнительный материал по предмету, используя электронные справочники, интернет. На уроках организуются конкурсы презентаций; главным критерием является умение выбирать главное, наиболее интересное, имеющее отношение к жизнедеятельности человека. Учителя отбирают самые лучшие и используют их как наглядный материал. Данная форма работы развивают учебную мотивацию, даже слабые ученики стараются выполнить работу, тянутся за более сильными
А.В. Елькин, учитель химии ЗУВК № 19
|