В системе общего среднего образования повсеместно предпринимаются меры по внедрению в практику обучения детей новых инновационных подходов направленных на интерактивное взаимодействие участников УВП. Эти подходы призваны совершить реформу учебного процесса и привлечь детей к мотивированному и результативному обучению. Все наиболее видные источники информации о делах в системе образования одноголосно утверждают, что именно это панацея от всех нынешних бед. Очень хотелось бы услышать мнение простых учителей - неравнодушных профессионалов о своем опыте в работе с детьми и о тех преимуществах и недостатках в самой системе, которые способствуют или препятствуют внедрению новых технологий. Ведь очень часто в нашей жизни бывает, что благородные призывы воспринимаются действительно благородными, но в следствии целого ряда факторов (не совсем заметных большинству) так и остаются призывами. Предлагаем обсуждать эту поистине актуальную тему. Ниже приведу вопросы, которые возникли в ходе пед совета "Интерактивный урок - особый тип урока".
1. Что необходимо сделать для комплексного внедрения интерактивных технологий в практику учебно-воспитательного процесса?
2. Какой должна быть материальная база современной школы для беспрепятственного внедрения интерактивных методов в полном, а не фрагментарном объеме?
3. Является ли фрагментарные (показательные) включения интерактивных методов в структуру уроков способными достичь глобальных целей, декларируемых «интерактивной» реформой?
4. Достаточно ли свободного времени для перестройки собственного учебно-воспитательного процесса (самообразование, разработка авторских методик, интерактивных приемов и т.д.) имеет современный учитель? Каков уровень персональной компьютеризации учителей?
5. Все ли ученики подготовлены для восприятия предлагаемой учебной деятельности в интерактивном режиме? Что должно включать в себя такая подготовка?
6. Какой ученический класс (его количественный состав) в оптимальной степени соответствует возможности внедрения интерактивных технологий? Является ли внешняя дифференциация по принципу профилизации (с приоритетным учетом пожеланий самих учеников) оптимальным условием внедрения интерактивного обучения?
7. Можно ли совмещать традиционные и новые методы, не станет ли это фактором целеполагающей дезориентации учеников в учебно-воспитательном пространстве?
8. Не приведут ли попытки внедрения качественно-новых технологий прогрессивными педагогами, учитывая, что большая группа учителей являются убежденными сторонниками традиционных репродуктивных подходов (и будут и дальше ориентировать учеников на авторитарные взаимодействия «учитель-ученик»), к убеждению в правиле «один в поле не воин», и как следствие, в конечном счете, к дискредитации самой идеи интерактивного обучения?
9. Способствует ли регламентация деятельности учителя средствами административного контроля и нормативного регулирования развитию творческой состоятельности учителя, его выбору в пользу желания созидать и применять интерактивные методы в своей работе?
10. Что нужно сделать каждому учителю, чтобы осознать преимущества новых (интерактивных) подходов и методических практик для дальнейшего профессионального самосовершенствования?
11. Насколько полно возможно ознакомиться с зарубежным (заимствуемым) опытом внедрения интерактивных технологий во взаимосвязи методического, структурного и технического подходов? Кому из простых учителей удалось достичь полного ознакомления с таким опытом?