Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | ГлавнаяМой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Мечте нет преград » Статьи о Мечте

Школа, где всегда улыбаются. Андрей ЕЛЬКИН

Наверное, самым результативным способом знакомства с ментальными особенностями сообществ может оказаться непосредственное общение с самыми разными людьми, представляющими эти сообщества. Когда мы пытаемся понять друг друга, бывает достаточно беглого взгляда. За время моего недлительного (май-апрель 2010 г.) пребывания в Америке я успел привыкнуть к удивительной, жизнерадостной и неподдельной американской улыбке. Любой мой контакт с американцами начинался с неё. Где бы я ни оказывался, с кем бы ни говорил, мне всегда приветливо улыбались, как бы свидетельствуя своё дружеское отношение и готовность к содействию и сотрудничеству. И естественно, желая не отставать в этом элементарном умении, я пытался примерить на себя эту особенную, в некоторой степени непривычную для нас улыбку, всячески стараясь совместить любое своё расположение духа с сияющим внешним обликом. Должен признаться, что мои старания оказывались вполне успешными. Ведь это так не сложно и в то же время так важно – дарить людям свою позитивную энергию, при любых обстоятельствах быть приветливым и отзывчивым.

Работая над программой визита в США чиновников, бизнесменов и общественных лидеров Запорожской области, менеджеры и фасилитаторы World Affairs Council of Kentucky/Southern Indiana проделали грандиозную работу. Предварительно ознакомившись с деятельностью каждого делегата, они приложили максимум усилий, чтобы включить в программу визита мероприятия, которые бы в полной мере отвечали не только целям программы, но и профессиональным и культурным интересам украинских гостей. Изначально были проведены опросы и согласования предстоящих конференций, экскурсий, семинаров и брифингов – определены приоритеты и ожидаемые результаты предстоящих встреч. Кроме того, был соблюден принцип комплексного совмещения интересов делегатов, когда какая-то определенная встреча содержательно максимально отвечала профессиональным запросам всех членов группы. Впоследствии все единодушно соглашались, что такой подход в значительной мере обусловил продуктивную насыщенность и высокую эффективность программы. Так, например, состоявшийся обеденный прием в школе Morganfield Elementary (Кентукки, США) удачно соответствовал этому принципу: для одной части нашей группы оказалось интересным общение с представителями местного бизнес сообщества, для общественников – предметом благодарности стала возможность знакомства со своими коллегами – лидерами общественных организаций и работниками образования.

Что же мы увидели в этой школе? По-домашнему отремонтированные и обустроенные помещения создавали впечатление приятного уюта, красочно оформленные и привлекательные интерьеры продуцировали приподнятое настроение. Огромный спортзал внушал уверенность в приоритетном отношении здесь к физическому развитию детей. Множество компьютеров в учебных помещениях не оставляли сомнений в должном уровне компьютеризации учебного процесса. И, конечно же, нас гостеприимно встречали широко улыбающиеся нам учителя и их воспитанники.

Безупречно сервированный обеденный стол был накрыт в самом большом помещении школы - в спортзале. Гостеприимные хозяева встречи постарались приготовить изысканные блюда: на первое был подан томатный суп с лобстерами, потом подавали говяжьи медальоны под пикантным соусом, и в заключении – неповторимый по своим вкусовым качествам десерт. Однако увлекательное общение в ходе этой встречи так поглотило всех, что кулинарные изыски всё-таки потеснились на второй план. С приветственным словом к нам обратились начальник местного управления образования и директор этой гостеприимной школы. Мы хотим как можно больше узнать об Украине, - сказала Sherri Collins. Неподдельный интерес к нашей стране касался самых разных аспектов, начиная от промышленных показателей Запорожья, перспектив развития и условий кредитования бизнеса и заканчивая культурными традициями.

Обратило на себя внимание желание американцев как можно больше рассказать нам о своих успехах, об экономических достижениях, о наиболее значимых местных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. При этом трудности и неудачи, которые, безусловно, всегда есть, не умалчивались. Обо всем нам рассказывали открыто и искренно.
Сидя рядом с представителями управления образования и администрации школы, я естественно пытался задать как можно больше вопросов об особенностях американской системы образования, об успехах и планах школы. Оказалось, что в этой школе учатся около 400 учеников в возрасте до 12 лет. Есть здесь и дошкольное отделение, где обучается порядка 60 детей. Это государственная школа, которая активно стремится к лидерству в своей области. Соревновательный аспект в Америке, как я понял, играет существенную роль. Стремление доказать себя, не словом, а делом убедить коллег в своей профессиональной эффективности, представляет неотъемлемую часть американских амбиций и лидерских предпочтений.

Достижения этого учебного заведения позволили ему войти в десятку лучших школ округа, и, как стало понятно, коллектив не собирается на этом останавливаться. Здесь ставят и достигают цели, которые соответствуют быстро меняющимся условиям и современным вызовам. Профессиональная деятельность учителей направлена на эффективность и привитие учащимся социально активной жизненной позиции. Для этого здесь выбираются оригинальные формы и методы учебно-воспитательной работы. В частности, поскольку в штате Кентукки одним из самых известных и предпочитаемых событий являются самые крупные в стране лошадиные скачки «Кентукки-Дерби», школа выбрала в качестве основной идеологической платформы в учебной работе именно образ гонок. В учебе дети ощущают себя участниками такой гонки и знают, что старание и хорошие результаты могут обеспечить им первенство. Повсюду в коридорах и учебных комнатах мы увидели яркие изображения лошадей и других символов Дерби. Возле классных комнат стены завешаны подковками разных цветов. У каждого класса свой цвет и количество подковок. Чем больше учебных успехов – тем больше наград. В центре школы расположен стенд с крупными цифрами – 110. Это ещё одна цель, которая поставлена перед всеми учителями и учениками. Именно такой минимальный показатель баллов должен набрать каждый ученик школы. Таким образом, формируется коллективная ответственность, успех школы – это твой и мой успех, то есть успех каждого.

В классах в среднем по 20 учеников, но каждый урок ведут сразу два учителя. Такая организация учебного процесса позволяет содействовать групповой работе, учесть различные умственные и психологические особенности учащихся. Мне пояснили, что то, что у нас называется дифференциацией и индивидуализацией в обучении, в американской школе имеет огромное значение для построения эффективного образовательного процесса. Но соблюсти эти принципы учителю в одиночку очень сложно, а зачастую невозможно. Именно поэтому на уроке работает два педагога, каждый из них ведёт работу определенной группы учащихся с учетом их познавательной активности, мыслительных реакций и психологических особенностей. Учителя пытаются создать позитивный психологический климат, окружить воспитанников заботой и вниманием, внушить им уверенность в своих силах.

На вопрос «Как обстоят дела с обеспечением учебниками?» мне ответили, что в основном учебники издаются за счет фондов штата, хотя родители тоже вносят определенную плату. И тут же выяснилось, что в течение двух лет запланирован полный отказ от учебников в традиционном понимании. В ближайшее время тут собираются перейти на использование электронных технологий, предоставив каждому ученику вместо стопки книг школьный ноутбук с соответствующими учебными программами. Здесь считают, что экономически и экологически бумажные носители информации не оправдывают себя. Производство бумаги и полиграфия являются очень дорогостоящими. Кроме того, это производство наносит непоправимый ущерб природе и относится к числу самых ущербных с точки зрения экологии.

После обеда нас провели по учебным классам, где проходили занятия. Встречали нас, как водится здесь, с улыбками, радушно и тепло.

С чего же должна начинаться реформа школы? Может быть с доброжелательной учительской улыбки?
16 июня 2010 г.
В публикации использованы фотографии Андрея ЕЛЬКИНА


© Copyright: Андрей Елькин, 2010

Свидетельство о публикации №21006161308


Освітня програма «Громадськи зв'язки» з теми «Державна політика щодо переробки відходів» була реалізована в квітні – травні 2010 року. У ній взяли участь десять фахівців із Запорізької області. 

Програма відбулась завдяки зусиллям:

USAID

World Learning

World Affairs Council of Kentucky/Southern Indiana

PH International

 

Категория: Статьи о Мечте | Добавил: rm (16.06.2010) | Автор: Андрей ЕЛЬКИН
Просмотров: 1880 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 8

avatar
1
12-летнюю отменили. А сколько народных денег было потрачено на её внедрение... Кто вернет нам эти средства?
avatar
6
В соответствии с вступившим с 9 мая в силу законом Украины "О доступе к публичной информации" можно подать запрос в соответствующие органы и в течение пяти дней выяснить этот вопрос.
avatar
2
Ну, что могу сказать, вернее, написать по данному вопросу?
Разумеется, как всегда -ПРАВДУ.
Хвалить подход к работе американских педагогов не стану, считая его устаревшим. Ничего нового в аналогии с лошадиными скачками «Кентукки-Дерби».
Каждый изощряется, как умеет. Не знаю, как в Украинских школах, не доводилось даже бывать в Украине, не считая проезд поездом по ее территории, от которого тоже, как от страшного сна вынуждена была отказаться по определенным причинам.
Но в школах России давно практикуется подход обучения с привлечением местных особенностей.
Пыль в глаза пускать научились и у нас.
Открытые уроки, показательные мероприятия это одно. Знаю и их суть. ПОКАЗУХА ПОЛНАЯ НЕ БОЛЬШЕ.
Кого угодно накормят. Для кого угодно спляшут. Улыбки учителя наденут даже тогда, когда по пол года зарплату не видят, а потом, по окончании мероприятия начинают пересуды.
Дальше, 20 учеников и два учителя. Не проще ли было бы разделить двадцать человек на два класса по 10 человек, таким образом, создав человеческие условия для работы учителя и его учеников. Есть опыт работы в таких классах России. Очень результативен.
Реформа школы должна прежде всего начинаться не с улыбки учителя, а с материальной базы учебных заведений, создания условий для проведения учебного процесса, с качественной подготовки педагогических работников, повышения социального статуса учителя его жизненных условий, с формирования разумной нормативной базы, где учитель будет уважаемым, а не пришибленным дегенератом, вечно ждущим незаслуженного очередного подзатыльника от: директора, завуча, родителя, ученика и т.д.
ВОТ ТОГДА И УЛЫБКА НА ЕГО ЛИЦЕ ПОЯВИТСЯ САМАЯ ЧТО НИ НАЕСТЬ НАСТОЯЩАЯ, СООТВЕТСТВЕННО, И УЧЕНИКИ У ТАКОГО УЧИТЕЛЯ БУДУТ БОЛЕЕ ЖИЗНЕРАДОСТНЫ И ЖИЗНЕЛЮБИВЫ.
Увы, пока об этом можно только мечтать. На сегодня само общество не готово к таким реформам, как психологически, нравственно, так и образовательно.
Каково общество, таково и образование и, наоборот, каково образование, таково и общество. Замкнутый круг и хватит ли сил, найдутся ли достойные умы, способные разорвать этот замкнутый круг.
И еще, нацеленность на лидерство, как в обществе, так и в образовании ПРИМИТИВ, ведущий к уничтожению разумного силой и расталкиванием локтями более талантливых.
avatar
3
Лина, спасибо за Ваш комментарий, написанный со знанием дела, наверняка с опорой на свой собственный профессиональный опыт. Было бы очень хорошо, чтобы коллеги - учителя откликнулись и приняли участие в этой конференции, так как поднимаемые здесь вопросы следует расценивать как более чем актуальные.
Со многим из того, что Вы здесь написали трудно поспорить. Безусловно, нынешнее состояние системы образования нуждается в дальнейшем совершенствовании и в срочном устранении всех препятствующих её развитию недостатков. И здесь, на мой взгляд, следует помимо всего прочего вооружиться некоторой уравновешенностью и в оценках, и в отношении оптимальных путей решения острых проблем. Так уж у нас получается, что мы как-то по-особому просто судим чужой опыт, не изучив его непосредственно, ограничившись лишь чьим-либо мнением, статьей или искуссно и незаметно для нас сформированным мифом. Наша склонность к обобщениям также не способствует возникновению в нашем сознании объективной картины действительности. Ведь никто не станет отрицать, что школа школе рознь и, что все мы, хотим мы этого или нет, растем не только профессионально, но и духовно. Удел наш - рост и благожелательная помощь друг другу.

Вот Вы пишите: "Реформа школы должна, прежде всего, начинаться не с улыбки учителя, а с материальной базы учебных заведений, создания условий для проведения учебного процесса", и тут же в комментарии утверждаете или намекаете, что подход американских педагогов устаревший, а улыбки не важны, их каждый для показухи надеть может. Так вот, в той американской школе с материальной базой всё в порядке, и в связи с окончанием учебного года (наше посещение состоялось ровно год назад в мае) учителя получили премии $500. Так что - следуя Вашей логике, улыбались они неподдельными улыбками. Вообще эту статью я писал наспех, и зря акцентировал внимание на этой ментальной особенности американцев - быть открытыми, смотреть на Вас с блеском в глазах, с улыбкой. Почему-то наши читатели это воспринимают с недоверием. Люди действительно могут "надевать" на себя улыбку, но попробуйте делать это постоянно. Такое упражнение окажется непреодолимо сложным. Чтобы понять энергетику американских учителей и вообще американцев советую почитать цикл статей на нашем сайте - 13 ценностей американцев.

И ещё. Я думаю, что мы должны избавляться от пессимизма, который сам по себе энергетически подавляет нас и наши возможности по реформированию системы. Ведь если мы видим весь комплекс проблем, то можно составить простую и понятную всем программу по оперативному наведению порядка.

Вы пишите: "Открытые уроки, показательные мероприятия это одно. Знаю и их суть. ПОКАЗУХА ПОЛНАЯ НЕ БОЛЬШЕ". Если это действительно так, то нужно срочно запретить открытые уроки, высвободив затрачиваемую на их проведение энергию учителя для решения по-настоящему полезных для учебного процесса, для детей задач.

Вы пишите: "Не проще ли было бы разделить двадцать человек на два класса по 10 человек". А зачем, чтобы в классе было тихо, как в армейском строю? Американские маленькие дети на уроке чувствуют себя почти, что как дома. Дисциплина там достигается не требованиями, а является следствием и естественной реакцией на психологический микроклимат, который создают учителя.

Насчет материальной базы я с Вами полностью согласен, однако наличие или отсутствие улыбки на лице учителя, как и его творческий потенциал, умение работать в продуктивной плоскости, имеют более сложные первопричины. И тут нам потребуется ещё немало подумать, чтобы с небрежностью не разбрасывать свои вердикты налево и направо.

avatar
4
Перечитайте, пожалуйста, внимательно предыдущий мой комментарий. Попытайтесь понять не передергивая смысл написанного.
Успехов!
avatar
5
Уважаемая Лина, в чем Вы увидели передергивание? Я, как и Вы, здесь имею право высказать свою точку зрения и, вовсе не споря с Вами, лишь конкретизировал свою статью. А вообще у нас зачастую справедливо жалуются на материальные трудности, показуху, произвол начальства, но ведь есть ещё диалогическая культура - способность уравновешенно и уважительно воспринимать мнение оппонента, уважать отличающуюся от собственных взглядов точку зрения, доброжелательно, с УЛЫБКОЙ на лице презентовать свою позицию. Вот с этого и должна начинаться реформа. И тогда, не сомневайтесь, сразу и материальная база, и повышение социального статуса, и разумная нормативная база появятся.
Успехов и Вам!
avatar
7
Материальная база - это САМОЕ несущественное в деле образования и воспитания. Первый мой класс пришелся на самые нищие годы в деревенской школе в Тульской области. Но и по сей день этот год остается лучшим в моей жизни.
avatar
8
В обществе, где усиленно формируются потребительские качества людей, и для этого используются самые мощные средства - телевидение, интернет, повсеместная городская реклама, представить себе альтернативную систему воздействия на умы юных граждан становится всё сложнее. Безусловно, искреннее, исходящее из уст неравнодушного учителя слово как носитель истинных ценностей будет и дальше выполнять свою прогрессивную роль. Но не учитывать материальный фактор, уже начиная с детского возраста значительно определяющий мотивационные ориентиры людей, я думаю было бы тоже неправильно. "Самые нищие годы в деревенской школе" наверное, позволили направлять энергию детей в русло всегда доступных источников знаний, обратить взор учеников в сторону красоты природы, на её многообразие и прочее. Нынешнее молодежное телевидение целенаправленно и умело уводит целое поколение молодых людей от осознания необходимых каждому человеку и всему обществу ценностей. Чтобы противостоять такому натиску люмпенской идеологии, мы вынуждены создавать такую же материально привлекательную образовательную среду - с компьютерами, современной мебелью, оснащенную по последнему слову технических достижений. Другими словами, каждое время диктует свои правила.

avatar

Форма входа

Поиск

Категории

Мечте нет преград [50]
Категория претендентов на статус "Официальный автор Мечты - 2011"
Статьи о Мечте [66]
Сила Мечты - самая могщественная сила в этом мире. Как наделить себя этой силой? Как изменить себя? Как усовершенствовать свой мир?

Новые комментарии

Удивительно красивая мелодия в стиле группы "Зодиак" или французского ансамбля "Спейс

Проєкт пошуку нової мелодії для гімну "Республіки Мрії". Доєднуйтесь!

Нова пісня про те, як це важливо - вірити та чекати.

Красива пісня про цінність життя.

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter

%