Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | ГлавнаяМой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Мечте нет преград » Статьи о Мечте

Школа, где всегда улыбаются. Андрей ЕЛЬКИН

Наверное, самым результативным способом знакомства с ментальными особенностями сообществ может оказаться непосредственное общение с самыми разными людьми, представляющими эти сообщества. Когда мы пытаемся понять друг друга, бывает достаточно беглого взгляда. За время моего недлительного (май-апрель 2010 г.) пребывания в Америке я успел привыкнуть к удивительной, жизнерадостной и неподдельной американской улыбке. Любой мой контакт с американцами начинался с неё. Где бы я ни оказывался, с кем бы ни говорил, мне всегда приветливо улыбались, как бы свидетельствуя своё дружеское отношение и готовность к содействию и сотрудничеству. И естественно, желая не отставать в этом элементарном умении, я пытался примерить на себя эту особенную, в некоторой степени непривычную для нас улыбку, всячески стараясь совместить любое своё расположение духа с сияющим внешним обликом. Должен признаться, что мои старания оказывались вполне успешными. Ведь это так не сложно и в то же время так важно – дарить людям свою позитивную энергию, при любых обстоятельствах быть приветливым и отзывчивым.

Работая над программой визита в США чиновников, бизнесменов и общественных лидеров Запорожской области, менеджеры и фасилитаторы World Affairs Council of Kentucky/Southern Indiana проделали грандиозную работу. Предварительно ознакомившись с деятельностью каждого делегата, они приложили максимум усилий, чтобы включить в программу визита мероприятия, которые бы в полной мере отвечали не только целям программы, но и профессиональным и культурным интересам украинских гостей. Изначально были проведены опросы и согласования предстоящих конференций, экскурсий, семинаров и брифингов – определены приоритеты и ожидаемые результаты предстоящих встреч. Кроме того, был соблюден принцип комплексного совмещения интересов делегатов, когда какая-то определенная встреча содержательно максимально отвечала профессиональным запросам всех членов группы. Впоследствии все единодушно соглашались, что такой подход в значительной мере обусловил продуктивную насыщенность и высокую эффективность программы. Так, например, состоявшийся обеденный прием в школе Morganfield Elementary (Кентукки, США) удачно соответствовал этому принципу: для одной части нашей группы оказалось интересным общение с представителями местного бизнес сообщества, для общественников – предметом благодарности стала возможность знакомства со своими коллегами – лидерами общественных организаций и работниками образования.

Что же мы увидели в этой школе? По-домашнему отремонтированные и обустроенные помещения создавали впечатление приятного уюта, красочно оформленные и привлекательные интерьеры продуцировали приподнятое настроение. Огромный спортзал внушал уверенность в приоритетном отношении здесь к физическому развитию детей. Множество компьютеров в учебных помещениях не оставляли сомнений в должном уровне компьютеризации учебного процесса. И, конечно же, нас гостеприимно встречали широко улыбающиеся нам учителя и их воспитанники.

Безупречно сервированный обеденный стол был накрыт в самом большом помещении школы - в спортзале. Гостеприимные хозяева встречи постарались приготовить изысканные блюда: на первое был подан томатный суп с лобстерами, потом подавали говяжьи медальоны под пикантным соусом, и в заключении – неповторимый по своим вкусовым качествам десерт. Однако увлекательное общение в ходе этой встречи так поглотило всех, что кулинарные изыски всё-таки потеснились на второй план. С приветственным словом к нам обратились начальник местного управления образования и директор этой гостеприимной школы. Мы хотим как можно больше узнать об Украине, - сказала Sherri Collins. Неподдельный интерес к нашей стране касался самых разных аспектов, начиная от промышленных показателей Запорожья, перспектив развития и условий кредитования бизнеса и заканчивая культурными традициями.

Обратило на себя внимание желание американцев как можно больше рассказать нам о своих успехах, об экономических достижениях, о наиболее значимых местных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. При этом трудности и неудачи, которые, безусловно, всегда есть, не умалчивались. Обо всем нам рассказывали открыто и искренно.
Сидя рядом с представителями управления образования и администрации школы, я естественно пытался задать как можно больше вопросов об особенностях американской системы образования, об успехах и планах школы. Оказалось, что в этой школе учатся около 400 учеников в возрасте до 12 лет. Есть здесь и дошкольное отделение, где обучается порядка 60 детей. Это государственная школа, которая активно стремится к лидерству в своей области. Соревновательный аспект в Америке, как я понял, играет существенную роль. Стремление доказать себя, не словом, а делом убедить коллег в своей профессиональной эффективности, представляет неотъемлемую часть американских амбиций и лидерских предпочтений.

Достижения этого учебного заведения позволили ему войти в десятку лучших школ округа, и, как стало понятно, коллектив не собирается на этом останавливаться. Здесь ставят и достигают цели, которые соответствуют быстро меняющимся условиям и современным вызовам. Профессиональная деятельность учителей направлена на эффективность и привитие учащимся социально активной жизненной позиции. Для этого здесь выбираются оригинальные формы и методы учебно-воспитательной работы. В частности, поскольку в штате Кентукки одним из самых известных и предпочитаемых событий являются самые крупные в стране лошадиные скачки «Кентукки-Дерби», школа выбрала в качестве основной идеологической платформы в учебной работе именно образ гонок. В учебе дети ощущают себя участниками такой гонки и знают, что старание и хорошие результаты могут обеспечить им первенство. Повсюду в коридорах и учебных комнатах мы увидели яркие изображения лошадей и других символов Дерби. Возле классных комнат стены завешаны подковками разных цветов. У каждого класса свой цвет и количество подковок. Чем больше учебных успехов – тем больше наград. В центре школы расположен стенд с крупными цифрами – 110. Это ещё одна цель, которая поставлена перед всеми учителями и учениками. Именно такой минимальный показатель баллов должен набрать каждый ученик школы. Таким образом, формируется коллективная ответственность, успех школы – это твой и мой успех, то есть успех каждого.

В классах в среднем по 20 учеников, но каждый урок ведут сразу два учителя. Такая организация учебного процесса позволяет содействовать групповой работе, учесть различные умственные и психологические особенности учащихся. Мне пояснили, что то, что у нас называется дифференциацией и индивидуализацией в обучении, в американской школе имеет огромное значение для построения эффективного образовательного процесса. Но соблюсти эти принципы учителю в одиночку очень сложно, а зачастую невозможно. Именно поэтому на уроке работает два педагога, каждый из них ведёт работу определенной группы учащихся с учетом их познавательной активности, мыслительных реакций и психологических особенностей. Учителя пытаются создать позитивный психологический климат, окружить воспитанников заботой и вниманием, внушить им уверенность в своих силах.

На вопрос «Как обстоят дела с обеспечением учебниками?» мне ответили, что в основном учебники издаются за счет фондов штата, хотя родители тоже вносят определенную плату. И тут же выяснилось, что в течение двух лет запланирован полный отказ от учебников в традиционном понимании. В ближайшее время тут собираются перейти на использование электронных технологий, предоставив каждому ученику вместо стопки книг школьный ноутбук с соответствующими учебными программами. Здесь считают, что экономически и экологически бумажные носители информации не оправдывают себя. Производство бумаги и полиграфия являются очень дорогостоящими. Кроме того, это производство наносит непоправимый ущерб природе и относится к числу самых ущербных с точки зрения экологии.

После обеда нас провели по учебным классам, где проходили занятия. Встречали нас, как водится здесь, с улыбками, радушно и тепло.

С чего же должна начинаться реформа школы? Может быть с доброжелательной учительской улыбки?
16 июня 2010 г.
В публикации использованы фотографии Андрея ЕЛЬКИНА


© Copyright: Андрей Елькин, 2010

Свидетельство о публикации №21006161308


Освітня програма «Громадськи зв'язки» з теми «Державна політика щодо переробки відходів» була реалізована в квітні – травні 2010 року. У ній взяли участь десять фахівців із Запорізької області. 

Програма відбулась завдяки зусиллям:

USAID

World Learning

World Affairs Council of Kentucky/Southern Indiana

PH International

 

Категория: Статьи о Мечте | Добавил: rm (16.06.2010) | Автор: Андрей ЕЛЬКИН
Просмотров: 1879 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 8

avatar
1
12-летнюю отменили. А сколько народных денег было потрачено на её внедрение... Кто вернет нам эти средства?
avatar
6
В соответствии с вступившим с 9 мая в силу законом Украины "О доступе к публичной информации" можно подать запрос в соответствующие органы и в течение пяти дней выяснить этот вопрос.
avatar
2
Ну, что могу сказать, вернее, написать по данному вопросу?
Разумеется, как всегда -ПРАВДУ.
Хвалить подход к работе американских педагогов не стану, считая его устаревшим. Ничего нового в аналогии с лошадиными скачками «Кентукки-Дерби».
Каждый изощряется, как умеет. Не знаю, как в Украинских школах, не доводилось даже бывать в Украине, не считая проезд поездом по ее территории, от которого тоже, как от страшного сна вынуждена была отказаться по определенным причинам.
Но в школах России давно практикуется подход обучения с привлечением местных особенностей.
Пыль в глаза пускать научились и у нас.
Открытые уроки, показательные мероприятия это одно. Знаю и их суть. ПОКАЗУХА ПОЛНАЯ НЕ БОЛЬШЕ.
Кого угодно накормят. Для кого угодно спляшут. Улыбки учителя наденут даже тогда, когда по пол года зарплату не видят, а потом, по окончании мероприятия начинают пересуды.
Дальше, 20 учеников и два учителя. Не проще ли было бы разделить двадцать человек на два класса по 10 человек, таким образом, создав человеческие условия для работы учителя и его учеников. Есть опыт работы в таких классах России. Очень результативен.
Реформа школы должна прежде всего начинаться не с улыбки учителя, а с материальной базы учебных заведений, создания условий для проведения учебного процесса, с качественной подготовки педагогических работников, повышения социального статуса учителя его жизненных условий, с формирования разумной нормативной базы, где учитель будет уважаемым, а не пришибленным дегенератом, вечно ждущим незаслуженного очередного подзатыльника от: директора, завуча, родителя, ученика и т.д.
ВОТ ТОГДА И УЛЫБКА НА ЕГО ЛИЦЕ ПОЯВИТСЯ САМАЯ ЧТО НИ НАЕСТЬ НАСТОЯЩАЯ, СООТВЕТСТВЕННО, И УЧЕНИКИ У ТАКОГО УЧИТЕЛЯ БУДУТ БОЛЕЕ ЖИЗНЕРАДОСТНЫ И ЖИЗНЕЛЮБИВЫ.
Увы, пока об этом можно только мечтать. На сегодня само общество не готово к таким реформам, как психологически, нравственно, так и образовательно.
Каково общество, таково и образование и, наоборот, каково образование, таково и общество. Замкнутый круг и хватит ли сил, найдутся ли достойные умы, способные разорвать этот замкнутый круг.
И еще, нацеленность на лидерство, как в обществе, так и в образовании ПРИМИТИВ, ведущий к уничтожению разумного силой и расталкиванием локтями более талантливых.
avatar
3
Лина, спасибо за Ваш комментарий, написанный со знанием дела, наверняка с опорой на свой собственный профессиональный опыт. Было бы очень хорошо, чтобы коллеги - учителя откликнулись и приняли участие в этой конференции, так как поднимаемые здесь вопросы следует расценивать как более чем актуальные.
Со многим из того, что Вы здесь написали трудно поспорить. Безусловно, нынешнее состояние системы образования нуждается в дальнейшем совершенствовании и в срочном устранении всех препятствующих её развитию недостатков. И здесь, на мой взгляд, следует помимо всего прочего вооружиться некоторой уравновешенностью и в оценках, и в отношении оптимальных путей решения острых проблем. Так уж у нас получается, что мы как-то по-особому просто судим чужой опыт, не изучив его непосредственно, ограничившись лишь чьим-либо мнением, статьей или искуссно и незаметно для нас сформированным мифом. Наша склонность к обобщениям также не способствует возникновению в нашем сознании объективной картины действительности. Ведь никто не станет отрицать, что школа школе рознь и, что все мы, хотим мы этого или нет, растем не только профессионально, но и духовно. Удел наш - рост и благожелательная помощь друг другу.

Вот Вы пишите: "Реформа школы должна, прежде всего, начинаться не с улыбки учителя, а с материальной базы учебных заведений, создания условий для проведения учебного процесса", и тут же в комментарии утверждаете или намекаете, что подход американских педагогов устаревший, а улыбки не важны, их каждый для показухи надеть может. Так вот, в той американской школе с материальной базой всё в порядке, и в связи с окончанием учебного года (наше посещение состоялось ровно год назад в мае) учителя получили премии $500. Так что - следуя Вашей логике, улыбались они неподдельными улыбками. Вообще эту статью я писал наспех, и зря акцентировал внимание на этой ментальной особенности американцев - быть открытыми, смотреть на Вас с блеском в глазах, с улыбкой. Почему-то наши читатели это воспринимают с недоверием. Люди действительно могут "надевать" на себя улыбку, но попробуйте делать это постоянно. Такое упражнение окажется непреодолимо сложным. Чтобы понять энергетику американских учителей и вообще американцев советую почитать цикл статей на нашем сайте - 13 ценностей американцев.

И ещё. Я думаю, что мы должны избавляться от пессимизма, который сам по себе энергетически подавляет нас и наши возможности по реформированию системы. Ведь если мы видим весь комплекс проблем, то можно составить простую и понятную всем программу по оперативному наведению порядка.

Вы пишите: "Открытые уроки, показательные мероприятия это одно. Знаю и их суть. ПОКАЗУХА ПОЛНАЯ НЕ БОЛЬШЕ". Если это действительно так, то нужно срочно запретить открытые уроки, высвободив затрачиваемую на их проведение энергию учителя для решения по-настоящему полезных для учебного процесса, для детей задач.

Вы пишите: "Не проще ли было бы разделить двадцать человек на два класса по 10 человек". А зачем, чтобы в классе было тихо, как в армейском строю? Американские маленькие дети на уроке чувствуют себя почти, что как дома. Дисциплина там достигается не требованиями, а является следствием и естественной реакцией на психологический микроклимат, который создают учителя.

Насчет материальной базы я с Вами полностью согласен, однако наличие или отсутствие улыбки на лице учителя, как и его творческий потенциал, умение работать в продуктивной плоскости, имеют более сложные первопричины. И тут нам потребуется ещё немало подумать, чтобы с небрежностью не разбрасывать свои вердикты налево и направо.

avatar
4
Перечитайте, пожалуйста, внимательно предыдущий мой комментарий. Попытайтесь понять не передергивая смысл написанного.
Успехов!
avatar
5
Уважаемая Лина, в чем Вы увидели передергивание? Я, как и Вы, здесь имею право высказать свою точку зрения и, вовсе не споря с Вами, лишь конкретизировал свою статью. А вообще у нас зачастую справедливо жалуются на материальные трудности, показуху, произвол начальства, но ведь есть ещё диалогическая культура - способность уравновешенно и уважительно воспринимать мнение оппонента, уважать отличающуюся от собственных взглядов точку зрения, доброжелательно, с УЛЫБКОЙ на лице презентовать свою позицию. Вот с этого и должна начинаться реформа. И тогда, не сомневайтесь, сразу и материальная база, и повышение социального статуса, и разумная нормативная база появятся.
Успехов и Вам!
avatar
7
Материальная база - это САМОЕ несущественное в деле образования и воспитания. Первый мой класс пришелся на самые нищие годы в деревенской школе в Тульской области. Но и по сей день этот год остается лучшим в моей жизни.
avatar
8
В обществе, где усиленно формируются потребительские качества людей, и для этого используются самые мощные средства - телевидение, интернет, повсеместная городская реклама, представить себе альтернативную систему воздействия на умы юных граждан становится всё сложнее. Безусловно, искреннее, исходящее из уст неравнодушного учителя слово как носитель истинных ценностей будет и дальше выполнять свою прогрессивную роль. Но не учитывать материальный фактор, уже начиная с детского возраста значительно определяющий мотивационные ориентиры людей, я думаю было бы тоже неправильно. "Самые нищие годы в деревенской школе" наверное, позволили направлять энергию детей в русло всегда доступных источников знаний, обратить взор учеников в сторону красоты природы, на её многообразие и прочее. Нынешнее молодежное телевидение целенаправленно и умело уводит целое поколение молодых людей от осознания необходимых каждому человеку и всему обществу ценностей. Чтобы противостоять такому натиску люмпенской идеологии, мы вынуждены создавать такую же материально привлекательную образовательную среду - с компьютерами, современной мебелью, оснащенную по последнему слову технических достижений. Другими словами, каждое время диктует свои правила.

avatar

Форма входа

Поиск

Категории

Мечте нет преград [50]
Категория претендентов на статус "Официальный автор Мечты - 2011"
Статьи о Мечте [66]
Сила Мечты - самая могщественная сила в этом мире. Как наделить себя этой силой? Как изменить себя? Как усовершенствовать свой мир?

Новые комментарии

Проєкт пошуку нової мелодії для гімну "Республіки Мрії". Доєднуйтесь!

Нова пісня про те, як це важливо - вірити та чекати.

Красива пісня про цінність життя.

Песня о любви .... Почему бы не послушать ...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 58
Гостей: 58
Пользователей: 0
Flag Counter

%