Наверное, самым результативным способом знакомства с ментальными особенностями сообществ может оказаться непосредственное общение с самыми разными людьми, представляющими эти сообщества. Когда мы пытаемся понять друг друга, бывает достаточно беглого взгляда. За время моего недлительного (май-апрель 2010 г.) пребывания в Америке я успел привыкнуть к удивительной, жизнерадостной и неподдельной американской улыбке. Любой мой контакт с американцами начинался с неё. Где бы я ни оказывался, с кем бы ни говорил, мне всегда приветливо улыбались, как бы свидетельствуя своё дружеское отношение и готовность к содействию и сотрудничеству. И естественно, желая не отставать в этом элементарном умении, я пытался примерить на себя эту особенную, в некоторой степени непривычную для нас улыбку, всячески стараясь совместить любое своё расположение духа с сияющим внешним обликом. Должен признаться, что мои старания оказывались вполне успешными. Ведь это так не сложно и в то же время так важно – дарить людям свою позитивную энергию, при любых обстоятельствах быть приветливым и отзывчивым.
Работая над программой визита в США чиновников, бизнесменов и общественных лидеров Запорожской области, менеджеры и фасилитаторы
World Affairs Council of Kentucky/Southern Indiana проделали грандиозную работу. Предварительно ознакомившись с деятельностью каждого делегата, они приложили максимум усилий, чтобы включить в программу визита мероприятия, которые бы в полной мере отвечали не только целям программы, но и профессиональным и культурным интересам украинских гостей. Изначально были проведены опросы и согласования предстоящих конференций, экскурсий, семинаров и брифингов – определены приоритеты и ожидаемые результаты предстоящих встреч. Кроме того, был соблюден принцип комплексного совмещения интересов делегатов, когда какая-то определенная встреча содержательно максимально отвечала профессиональным запросам всех членов группы. Впоследствии все единодушно соглашались, что такой подход в значительной мере обусловил продуктивную насыщенность и высокую эффективность программы. Так, например, состоявшийся обеденный прием в школе Morganfield Elementary (Кентукки, США) удачно соответствовал этому принципу: для одной части нашей группы оказалось интересным общение с представителями местного бизнес сообщества, для общественников – предметом благодарности стала возможность знакомства со своими коллегами – лидерами общественных организаций и работниками образования.
Что же мы увидели в этой школе? По-домашнему отремонтированные и обустроенные помещения создавали впечатление приятного уюта, красочно оформленные и привлекательные интерьеры продуцировали приподнятое настроение. Огромный спортзал внушал уверенность в приоритетном отношении здесь к физическому развитию детей. Множество компьютеров в учебных помещениях не оставляли сомнений в должном уровне компьютеризации учебного процесса. И, конечно же, нас гостеприимно встречали широко улыбающиеся нам учителя и их воспитанники.
Безупречно сервированный обеденный стол был накрыт в самом большом помещении школы - в спортзале. Гостеприимные хозяева встречи постарались приготовить изысканные блюда: на первое был подан томатный суп с лобстерами, потом подавали говяжьи медальоны под пикантным соусом, и в заключении – неповторимый по своим вкусовым качествам десерт. Однако увлекательное общение в ходе этой встречи так поглотило всех, что кулинарные изыски всё-таки потеснились на второй план. С приветственным словом к нам обратились начальник местного управления образования и директор этой гостеприимной школы. Мы хотим как можно больше узнать об Украине, - сказала Sherri Collins. Неподдельный интерес к нашей стране касался самых разных аспектов, начиная от промышленных показателей Запорожья, перспектив развития и условий кредитования бизнеса и заканчивая культурными традициями.
Обратило на себя внимание желание американцев как можно больше рассказать нам о своих успехах, об экономических достижениях, о наиболее значимых местных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. При этом трудности и неудачи, которые, безусловно, всегда есть, не умалчивались. Обо всем нам рассказывали открыто и искренно.
Сидя рядом с представителями управления образования и администрации школы, я естественно пытался задать как можно больше вопросов об особенностях американской системы образования, об успехах и планах школы. Оказалось, что в этой школе учатся около 400 учеников в возрасте до 12 лет. Есть здесь и дошкольное отделение, где обучается порядка 60 детей. Это государственная школа, которая активно стремится к лидерству в своей области. Соревновательный аспект в Америке, как я понял, играет существенную роль. Стремление доказать себя, не словом, а делом убедить коллег в своей профессиональной эффективности, представляет неотъемлемую часть американских амбиций и лидерских предпочтений.
Достижения этого учебного заведения позволили ему войти в десятку лучших школ округа, и, как стало понятно, коллектив не собирается на этом останавливаться. Здесь ставят и достигают цели, которые соответствуют быстро меняющимся условиям и современным вызовам. Профессиональная деятельность учителей направлена на эффективность и привитие учащимся социально активной жизненной позиции. Для этого здесь выбираются оригинальные формы и методы учебно-воспитательной работы. В частности, поскольку в штате Кентукки одним из самых известных и предпочитаемых событий являются самые крупные в стране лошадиные скачки «Кентукки-Дерби», школа выбрала в качестве основной идеологической платформы в учебной работе именно образ гонок. В учебе дети ощущают себя участниками такой гонки и знают, что старание и хорошие результаты могут обеспечить им первенство. Повсюду в коридорах и учебных комнатах мы увидели яркие изображения лошадей и других символов Дерби. Возле классных комнат стены завешаны подковками разных цветов. У каждого класса свой цвет и количество подковок. Чем больше учебных успехов – тем больше наград. В центре школы расположен стенд с крупными цифрами – 110. Это ещё одна цель, которая поставлена перед всеми учителями и учениками. Именно такой минимальный показатель баллов должен набрать каждый ученик школы. Таким образом, формируется коллективная ответственность, успех школы – это твой и мой успех, то есть успех каждого.
В классах в среднем по 20 учеников, но каждый урок ведут сразу два учителя. Такая организация учебного процесса позволяет содействовать групповой работе, учесть различные умственные и психологические особенности учащихся. Мне пояснили, что то, что у нас называется дифференциацией и индивидуализацией в обучении, в американской школе имеет огромное значение для построения эффективного образовательного процесса. Но соблюсти эти принципы учителю в одиночку очень сложно, а зачастую невозможно. Именно поэтому на уроке работает два педагога, каждый из них ведёт работу определенной группы учащихся с учетом их познавательной активности, мыслительных реакций и психологических особенностей. Учителя пытаются создать позитивный психологический климат, окружить воспитанников заботой и вниманием, внушить им уверенность в своих силах.
На вопрос «Как обстоят дела с обеспечением учебниками?» мне ответили, что в основном учебники издаются за счет фондов штата, хотя родители тоже вносят определенную плату. И тут же выяснилось, что в течение двух лет запланирован полный отказ от учебников в традиционном понимании. В ближайшее время тут собираются перейти на использование электронных технологий, предоставив каждому ученику вместо стопки книг школьный ноутбук с соответствующими учебными программами. Здесь считают, что экономически и экологически бумажные носители информации не оправдывают себя. Производство бумаги и полиграфия являются очень дорогостоящими. Кроме того, это производство наносит непоправимый ущерб природе и относится к числу самых ущербных с точки зрения экологии.
После обеда нас провели по учебным классам, где проходили занятия. Встречали нас, как водится здесь, с улыбками, радушно и тепло.
С чего же должна начинаться реформа школы? Может быть с доброжелательной учительской улыбки?
16 июня 2010 г.
В публикации использованы фотографии Андрея ЕЛЬКИНА
© Copyright: Андрей Елькин, 2010