Истинный гражданин Республики Мечта – это ученик, осознавший очевидные достоинства нового для него пути и сделавший осмысленный выбор в пользу неукоснительного следования именно в этом особом направлении. Его не испугают трудности и необходимость поступиться привычными ранее пристрастиями. Он реально представляет себе главную цель и безоговорочно верит в возможность её достижения. Никакие силы этого мира не способны разочаровать его в том выборе, который делается однажды и остаётся с ним навсегда. Никакие силы не способны породить в нём не малой толики сомнений. Верность идеалам Мечты – это первая магическая сила, которую он приобретает. В противном случае ученик сходит с дистанции, терпит фиаско на пути Мечты и пополняет собой, пока ещё, широкие ряды обычных (ничего не знающих о преимуществах этого пути) людей.
Основным средством на пути Мечты является самосовершенствование. Человек, не владеющий навыками саморазвития, обречён на топтание на месте. Именно поэтому каждый учитель должен отказаться от приоритета - передавать свои знания ученикам. Первостепенной задачей учителя в отношении любого своего ученика должно стать его стремление инициировать механизмы самосовершенствования личности, формировать в нём уверенность в способности - самостоятельно достигать цель. Именно поэтому объяснение учебного материала не должно строится на рассказывании того, что и так написано в учебнике. Необходимо свести к минимуму репродуктивные методы обучения. Каждый урок должен быть максимально проблемным. Учитель должен отчаянно пытаться вовлечь ученика в непринуждённую деятельность, направленную на возможность ученика, удивляясь восхититься и что особенно важно, поверить в свои силы, обнаружив в себе потенциал самостоятельности.
Каким же в таком случае должен быть урок Мечты? Вряд ли можно дать готовый рецепт, отвечая на этот вопрос. Каждый учитель сам найдёт этот рецепт при условии, что он искренне желает получить ученика, не бездумно повторяющего прописные истины своего предмета, а способного вознестись ввысь к вершинам осознания науки и через увлечённость к компетентности, ради которой и существует сегодняшняя школа. Без сомнения урок Мечты должен быть таким, где учитель говорит мало, возможность высказываться здесь, предоставлена детям. И пусть эти высказывания будут несовершенными и ошибочными. Ведь главное, что ученик «не отсидел» урок, а имел возможность проявить свою индивидуальность. Учителю не следует торопиться исправлять все ошибки и лишать детей варианта сделать это самим. Диалог, который может возникнуть в процессе обсуждения той или иной ситуации, будет иметь гораздо более ощутимую пользу, нежели грамотное и авторитетное мнение учителя, высказанное как нечто не допускающее альтернатив. Кроме того, урок Мечты – это урок, где психологический климат должен быть приближен к идеалу. Необходимо обязательное ощущение радости, хорошего настроения, как со стороны детей, так и со стороны учителя. Наставнику не всегда легко иметь такое ощущение, так как очень трудно радоваться, когда видишь многих учеников без выполненного домашнего задания, воспринимающих твой урок без энтузиазма, откровенно скучающих и не желающих вкладывать минимальные усилия в предлагаемую деятельность. Да, это действительно проблема. Но учитель Мечты никогда не винит себя в этом. Он знает, что несовершенство некоторых учеников – это объективная реальность, возникшая по причине разнообразных факторов, чаще всего независимых от самого учителя, с которой нужно мириться без каких либо драматических эмоций. Следует признать за нашими детьми право быть несовершенными, следует признать за ними право ошибаться, не всегда поступать, так как нам бы этого хотелось. Не природа ли распорядилась так, что в детском возрасте зачастую поведение и отношение к жизни базируются на ценностях не всегда совпадающих с моделями, общепринятыми среди взрослых? Учитель должен вооружиться благородной хитростью и не заметно, исключая навязчивость, оказывать благотворное влияние на нерадивых учеников. Магическим средством здесь может быть доброе слово, улыбка, умение простить или прибегнуть к помощи юмора. Гнев и злоба, желание наказать, стремление обязательно использовать критику: отталкивает наших учеников, устраняет доверительность, разрушает привлекательный имидж наставника. Учитель Мечты знает, что, руководствуясь устаревшими подходами в построении взаимоотношений с детьми, можно растерять львиную долю своих последователей – учеников, которые могли бы подняться довольно высоко в той науке, которую он преподаёт.
Но и гражданин Мечты не ждёт своего Учителя - того, кто по мановению волшебной палочки появится во всём великолепии своего таланта, и, распахнув полную добродетелей душу, примется очаровывать и удивлять, неся вечное, доброе, светлое. У гражданина Мечты есть техника независимости от неблагоприятных обстоятельств, которые предоставляет ему жизнь. Действуя особым образом, в соответствии с доктриной Мечты, он застрахован от прозябания в мире, где ничто не способствует его росту. Гражданин Мечты действует, не ожидая наград, и главная движущая сила его действий – это потребность в саморазвитии.
Традиционного учителя может в некоторой степени шокировать вышесказанное, так как представление, что может существовать мир, где ничто не способствует росту, выглядит, по меньшей мере, кощунственным, а для некоторых абсурдным. Чтобы внести ясность, следует напомнить, что для гражданина Мечты под «ростом» понимается совершенно не то, что долгие годы считалось очевидным и не подвергаемым сомнению. Рост для него достигается самосовершенствованием, но самосовершенствованием в несколько ином смысловом контексте. Попробуем понять, что имел в виду Л.Н.Толстой, когда говорил: «Для человеческого ума менее вредно совсем не учиться, чем учиться слишком рано и слишком много». И он же утверждал: «Учёный – тот, кто много знает из книг; образованный – тот, кто усвоил себе все самые распространённые в его время знания и приёмы; просвещённый – тот, кто понимает смысл своей жизни». Можно сказать, что самосовершенствование гражданина Мечты направлено не столько на образованность, сколько на просвещённость. Говоря об образованности Толстой отмечал: «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного».
Истинный гражданин Мечты овладевает специальными энергосберегающими техниками и поэтому необратимо следует к осознанию главного Знания. От него следует ожидать прогресса в виде нижеследующей характеристики. Учится на много лучше, чем вчера, становится более уравновешенным, менее конфликтным, более доверчивым и открытым. Энергетическая целостность постоянно возрастает, плодотворные действия совершаются с большей непринуждённостью. Появляется больше ответственности, терпения, смирения.
Он стремится испытать себя в трудностях, которые воспринимаются без отрицательных эмоций. Появляется больше друзей. Настроение стабильное, мироощущение оптимистическое. Усталость наступает редко, время в школе пролетает незаметно. Пользуется заслуженным авторитетом в коллективе. Ему легко быть этичным, сдержанным, уважительным. Он внимателен к окружающим, больше слушает, чем говорит. К нему многие начинают тянуться. Всегда имеет собственное мнение, не поддаётся плохому влиянию. Становится решительным, начав действовать, никогда не останавливается на пол дороги. Его тяжело втянуть в конфликт – умеет уступать, но проявляет твёрдость в отстаивании своих убеждений. Самокритичен, так как безжалостен к себе. В общении открыт, однако, его принцип: «Слово - серебро, а молчание – золото». Внимателен, видит всё доброе, привлекательное, смешное вокруг. Постоянно совершает действия, являющиеся проявлением воли. Неустанно овладевает навыками самосовершенствования.
Подводя черту после всего сказанного, следует сформулировать важный вывод о том, что является фундаментом доктрины Мечты, о том, что представляет наивысшую идеологическую ценность нашей концепции и что на прямую связано с понятиями логос (или путь) Мечты, порочность эго, истинное просвещение, перепросмотр и многими другими:
Достигнув главной цели, Гражданин Мечты избавится от неведения, в котором прибывают люди современной цивилизации. Это избавление даёт право говорить о реальной эволюции сознания наших особенно одарённых воспитанников. Избавление от неведения – это освобождение от того, что мы представляем себе как эго и что является продуктом или, скорее, почвой неведения, на которой оно растёт и процветает. Эго – это тёмный чулан, куда не могут проникнуть лучи интеллекта, и где прячущееся от света неведение чувствует себя в полной безопасности. Когда чулан этот разнесён в щепки, неведение исчезает, как тьма с наступлением дня. В действительности же идея эго и неведение – одно и то же. Когда господствует неведение, эго предстаёт в виде положительной идеи, а его отрицание представляет собой нигилизм. Вполне естественно, что неведение служит верным стражем эго, так как в нём его родной дом. Но с достижением главного Знания картина совершенно меняется, рушится старый учреждённый неведением порядок и водворяется абсолютно новый.
«Люди не могут знать и понимать всего того, что делается на свете, и потому суждения их о многих вещах неверны. Неведение человека бывает двоякое: одно неведение есть чистое, природное неведение, в котором люди рождаются; другое неведение – так сказать, неведение истинно – мудрого. Когда человек изучит все науки и узнает всё то, что люди знали и знают, то он увидит, что эти знания все, вместе взятые, так ничтожны, что по ним нет возможности действительно понять мир, и он убедится в том, что учёные люди, в сущности, всё так же ничего не знают, как и простые, неучёные. Но есть люди верхогляды, которые кое-чему поучились, нахватались верхушек разных наук и зазнались. Они ушли от природного неведения, но не успели дойти до истинной мудрости тех учёных, которые поняли несовершенство и ничтожество всех человеческих знаний. Эти то люди, считающие себя умниками, и мутят мир. Они умеют бросать пыль в глаза, и часто люди к ним относятся с уважением, но простой народ их презирает, видя их бесполезность; они же презирают народ, считая его невежественным».
Паскаль.
«От учителя мы ждём, что он сделает из своего слушателя прежде всего рассудительного человека, потом разумного и под конец учёного. Такой приём имеет ту выгоду, что, если ученик и не достигнет никогда последней ступени, как то обыкновенно и бывает в действительности, он всё-таки выиграет от обучения и станет более подготовленным, если не для школы, то для жизни. Если же этот приём вывернуть наизнанку, тогда ученик схватывает что-то вроде разума прежде, чем в нём выработается рассудок, и выносит из обучения, заимствованную науку, которая только как бы приклеена, но не срослась с ним, причём его духовные способности остаются такими же бесплодными, как и раньше, но в то же время уже сильно испорчены воображаемой учёностью. В этом причина, почему мы так часто встречаем учёных (вернее, обученных людей), лишённых и рассудка и разума, и почему из академий выходит в жизнь больше нелепых голов, чем из какого-нибудь другого общественного класса».
Кант.
|