Сегодня никто не сомневается в том, что воспитание подрастающего поколения – это процесс, который обязательно должен опираться на воодушевляющую, перспективную идею. Деидеалогизированные модели воспитания оказываются безрезультатными, они не способны вовлечь в полной мере ученика в деятельность совершенствующую его личность, вызвать в нём доверие и сочувствие, инициировать в нём силы, побуждающие к саморазвитию, самосовершенствованию. Призывы учителей, напыщенные морализаторства остаются пустыми словами, не вызывают в молодом человеке внутреннего отклика, искреннего волнения, ощущения правды, оставляют его немотивированным, и в лучшем случае, формирует двойной стандарт мышления и поведения: умение приспособиться к обстоятельствам (перед учителем он один, дома другой, в кругу друзей третий).
Очевидно, что такая ситуация не должна устраивать учителя, претендующего не на мнимый, а на истинный авторитет среди своих учеников, желающего избавить их от двуличия, равнодушия, лицемерия, приспособленчества и прочих негативных качеств, поддающихся коррекции сегодня с таким трудом. Верность, покорность, уважительность сегодняшнего ученика зачастую лишь внешняя, а многие наши воспитанники не утруждают себя демонстрацией и этих внешних атрибутов педагогических ожиданий.
Настало время прийти к бескомпромиссному пониманию, что воспитательная деятельность в школе должна структурироваться на основе прочного идейного фундамента. И эта фундаментальная идея должна быть прогрессивной и привлекатель - ной для детей. Она должна нести в себе признаки конструктивной выгоды и обладать притягательностью, инициирующей мотивацию к созидательным действиям, в основе которых лежит непринуждённость и желание обогатить себя новыми качествами, развить в себе всё светлое, доброе, кардинально измениться.
Идея Мечты, которая внедрена в систему учебно-воспитательной работы нашей школы, включает в себя многогранную структуру деятельности и отвечает тем самым требованиям, которые предъявляются к общеобразовательной школе на современном этапе развития Украинского общества.
Идея предусматривает новые более конструктивные и более эффективные подходы к формированию личности ребёнка и опирается на современные философские, психологические и даже антропологические теории, заслужившие положительную критику специалистов и восторженный отклик думающих читателей. Основные тезисы этой идеи изложены в небольшой книжке, получившей название: «Билет в безупречность». В ней сформулированы жизненные принципы истинного гражданина Республики Мечта, руководствуясь которыми наши воспитанники достигают осознания таких представлений, как: облагороженный образ гражданина, путь Мечты, самосовершенствование, воля, одухотворённость, энергетическая целостность личности, значение полноценной энергоёмкости главное Знание и других. Овладеть этими понятиями и воплотить в отношении себя, их в жизнь, предлагается с помощью оригинальных техник, направленных на достижение бесконфликтности и особого мироощущения позволяющего сохранять и накапливать энергию радости и творчества, создавать в себе предпосылки к самосовершенствованию.
Республика Мечта, основанная в 2002 году в средней школе №19 города Запорожье, - это территория без границ. Везде, где могут оказаться прагматичные помыслы и нравственные устремления её граждан, простираются её просторы. В республике пока восемь учебных классов, (называющих себя городами), которые своей неустанной деятельностью, своим энтузиазмом и активным приятием громоздкой структуры инновационной концепции нашей воспитательной работы, доказали, что тропа Мечты – это путь, который ведёт в нужную сторону.
Соревнования в Республике носит как групповой, так и личный характер. Классы стремятся завоевать статус «Столицы Республики Мечта». Для этого необходимо набрать максимальное количество баллов в городские банки с учётом разнообразных критериев (мероприятия, дисциплина, прилежание, КТД, добрые дела, ОПТ, и т.д.). В каждом классе ведётся рейтинг успеваемости, позволяющий каждому ученику видеть свой уровень достижений в учёбе и занятое место среди одноклассников. Вышеперечисленные формы стимулирования мотивационной сферы детей способствуют активизации познавательной деятельности, целеустремлённости, развитию желания проявить себя, овладеть навыками самосовершенствования.