«Сила зависит лишь от того, какого рода знанием владеет человек. Какой смысл в знании вещей, которые бесполезны? Они не готовят нас к неожиданной встрече с неизвестным», – изрёк простой мексиканский индеец по имени Дон Хуан, считающий, что каждый в этом мире должен быть воином, ведущим битву за право владеть силой и ведущим её так, как если бы это была последняя его битва на этой Земле.
Дон Хуан не владел престижными академическими знаниями, а всего лишь имел особый, необычный для современного человека жизненный опыт; опыт, позволивший ему разгадать самую важную и самую могущественную тайну о нашем мире.
Такой подход, предусматривающий попытку разграничить все знания, накопленные человеческой цивилизацией, как полезные и бесполезные, имеет глобальное значение для любого из тех, кто решил встать на путь Мечты и достичь облагороженного образа.
Высказывания этого индейца привлекают не только своей мудростью, которая чувствуется на всех уровнях восприятия, но и наполнены восхитительной поэтичностью. Они наводят порядок в наших умах, заставляют понять, что существует шанс, сделать правильный выбор в пользу возможности стать сильным и счастливым человеком в этом мире.
Однажды он сказал: «Человек должен идти к знанию так же, как он идёт на войну, - полностью пробуждённый, полный страха, благоговения и безусловной решимости. Любое отступление от этого правила – роковая ошибка, и тот, кто её совершит, непременно доживёт до дня, когда пожалеет об этом».
Какого рода знание подразумевал Дон Хуан? Безусловно, речь шла о главном знании для любого человека, скрытом, не даруемом просто так любому, а являющимся достойной наградой за смелость и безупречность. Какова причина нашего появления здесь, в этом прекрасном мире? В чём заключается назначение любого человека в его жизни? Существует ли некий тайный смысл существования - существования, наполненного чудесными радостями и, казалось бы, неизбежными горестями.
Гражданину Республики Мечта определённо ясно предложено пройти путь силы, поверить в возможность достижения главного Знания.
Далеко не каждый осознаёт значение такой возможности, и с полной серьёзностью задумывается о способах продвижения в этом выдающемся направлении. Никто из нас, призывающих совершить это беспрецедентное путешествие, на это и не рассчитывает. Для многих потребуется время. Они пройдут через цепь драматических событий, столкнуться с неизбежными в нашей жизни трудностями и трагедиями, которые рано или поздно всё равно натолкнут их на необходимость задаться вопросами первостепенной важности, и, попробовав разные пути, если им повезёт: всё-таки выберут именно путь Мечты.
Дон Хуан по этому поводу имеет, на мой взгляд, выдающееся мнение:
«Любой путь – лишь один из миллиона возможных путей. Человек должен помнить, что путь – это только путь; если он чувствует, что это ему не по душе, он должен оставить его любой ценой. Его решение должно быть свободно от страха и честолюбия. На любой путь нужно смотреть прямо и без колебаний. Воин испытывает его столько раз, сколько находит нужным. Затем он задаёт себе, и только самому себе, один вопрос: имеет ли этот путь сердце? Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку».
И далее Дон Хуан, которого близкие люди называли видящим (способным видеть суть вещей и явлений), заключает:
«Путь с сердцем делает путешествие по нему радостным: сколько не странствуешь – ты и твой путь нераздельны. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один путь даёт тебе силы, другой – уничтожает тебя».
Автор самых читаемых сегодня книг - Паоло Коэльо - в своих повествованиях также придерживается данной точки зрения. Можно сказать, что эта философская парадигма: «найти свой путь с сердцем и следовать по нему, будучи ему верным», является в книгах этого знаменитого романиста главенствующей.
В «Алхимике» описан молодой человек, имеющий цель в своей жизни, наделённый волей к достижению этой цели. Для него путь следования к желанной цели ясен. Он готов сорваться с насиженных мест и отправиться в опасное путешествие, на край света, лишь бы его мечта осуществилась. Но, способен ли человек под натиском самых опасных и трудных испытаний, остаться верным своему пути, сохранить в себе энергию победителя, не свернуть с тропы своей единственной удачи? Способен ли он действовать до такой степени эффективно и продуманно, что даже сама смерть не в силах будет захватить его в свои лапы и помешать ему?
Да, доказывает Паоло Коэльо, но только при условии, что путь, по которому следует человек – это путь с сердцем.
В «Веронике…» главная героиня, утратившая всяческий интерес к миру, её окружающему, решившая умереть, свести счёты с жизнью, оказывается в новых условиях, в совершенно новом для неё окружении. Здесь для неё выясняется, что однообразие и скука не могут постоянно преследовать человека, что среди огромного количества людей, находящихся рядом, обязательно есть такие, которые могут стать тебе настоящими друзьями, поделиться своим теплом и знаниями, внушить тебе уверенность и оптимизм. Веронике удаётся разобраться в себе и в своих проблемах, осознать нечто величественно важное, благодаря чему вопрос о добровольном уходе больше никогда не будет для неё актуальным.
Это величественно важное осознание и есть понимание того, что наш жизненный путь должен быть пусть узкой, пусть скользкой, но тропой с сердцем.
Если гражданин Республики Мечта, вникший в суть идеи Мечты, скажет себе: «Я хочу идти по тропе Мечты», то этим самым он совершит магический жест, ценность которого трудно переоценить. Если эту волшебную по своей силе фразу он произнесёт, пусть даже не в слух, но обязательно искренне, то, несмотря на то, что в это трудно поверить – он будет услышан в кругах, дарующих силу и успех. Его жизнь обязательно изменится, наполнится новым содержанием. То, что раньше было невозможным, постепенно будет воплощаться в жизнь. Каждый новый день будет ощущаться всё более и более радостным. Появится чувство, что ты, и только ты, сам хозяин своей жизни; и, что, независимо от жизненных обстоятельств, пусть даже самых нежелательных, ты способен отыскать самый эффективный способ жить, с завидной напористостью противодействуя любым стихиям и невзгодам.
Я представляю себе пожилого мексиканского индейца, расположившегося в знойный полдень на хрупкой веранде состоящей из жердей с редким навесом из прутьев, которая даёт тень, но не защищает от дождя. Его тело расслаблено, на смуглом лице написано невозмутимое спокойствие, но чёрные выразительные глаза пристально смотрят на своего наивного и самоуверенного собеседника, как бы пронизывая его насквозь.
Этот собеседник пока ещё никому неизвестный студент-антрополог Калифорнийского университета, собирающий сведения для своей диссертации, пытается спорить и бравирует своей академической эрудицией и напыщенными ораторскими способностями. Сегодня он чувствует себя важнее любого, кто мог бы оказаться в этой пустынной мексиканской глуши. Ведь он учится в самом престижном университете мира и слушает лекции самых выдающихся в своей области учёных.
Он пока ещё не знает, что в будущем он напишет много книг об этом внешне неприметном старце, в которых поделится с читателем тринадцатилетней историей своего беспрецедентного ученичества.
Ему пока ещё не ведомо, что первая же книга принесёт ему всемирную известность, а гонорар за неё составит один миллион долларов.
Дон Хуан не спешит останавливать молодого человека, не спешит «поставить его на место». Он знает, что нужно обладать благородной хитростью, чтобы вовлечь обычного человека в предначертания Духа. Следует обладать выдающимся терпением, и тогда, обязательно настанет время, когда можно будет посвятить его в тайное и обескураживающее знание, способное необратимо изменить жизнь любого человека.
|