Власть – это сила, отцовство в делах,
Без материнства - не вечность, а прах.
Политическая элита самых разных предпочтений пытается консолидироваться вокруг нового тезиса: «Кто владеет искусственным интеллектом – тот владеет миром». Эта максима пришла на смену более одиозной, прослужившей верой и правдой сотни лет, – «Разделяй и властвуй». Конечно, в понятие «владеть миром» можно пытаться вкладывать различный смысл. Но в любом случае, смысл этот сводится к одному – к желанию создать глобальную виртуальную реальность и с её помощью овладеть миром, установить мировое господство некой элиты. В целях соблюдения политкорректности в СМИ понятие «мировое господство» используют редко. В ходу такие понятия, как «мировое лидерство», «мировая гегемония», «мировое могущество», которые скрывают точное содержание главной цели господства над миром. Между тем, мировое господство – это такая глобальная концепция, которая способна лишить личность человека главной ценности – суверенитета. В прошлом суверенитет человека рассматривался только в теоретическом плане как философский взгляд на роль личности в истории. Но реальная история все эти философские рассуждения повернула в область практического решения. Это произошло еще задолго до того, как неизвестный и конченый циник произнес: «Есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы», а многочисленные резонеры разнесли эту фразу по миру.
Если предположить, что мировое господство всё же достижимо, то для его реализации политическим элитам, рассеянных по миру, придется окончательно решить проблему суверенитета в полном объеме и государства, и личности в нем. Причем, за желание завладеть властью над миром, первыми отказаться от личного суверенитета предстоит представителям политических элит. Это произойдет потому, что личность при достижении мирового господства сохранится, но суверенная личность «наверху», как таковая, не потребуется, она там станет номинальной. Глобальной виртуальной среде при мировом господстве суверенная личность, как исторический феномен, не нужна ни «внизу», ни «наверху». В этих условиях, не говоря уже о простых людях, первыми потеряют свой суверенитет отцы народов, мудрые из мудрейших, великие кормчие, президенты и иные вершители судеб. Если наступит мировое господство, то любая личность, неизбежно получит статус номинальной и будет вынуждена подчинить свой разум и себя потребностям глобальной виртуальной среды. Возникнет мир номинальной разумности, где каждый человек разумен номинально, а не реально. В конечном счете, мировое господство, воплощенное в глобальной виртуальной среде, потребует от всех без исключения, а от политической элиты в первую очередь, сделать окончательный сакраментальный выбор между добром и злом … в пользу зла.
Поиск власти над миром путем создания виртуальной среды может быть губителен для всех, потому что фактически сводится к установлению тотальной власти над внутренним миром человека, его свободой! Хочется надеяться, что любое мировое господство останется мифом, мифологией бессмысленной борьбы человека с самим собой. О бесперспективности этой борьбы люди догадывались давно, исторических и иных примеров накопилось уже множество. Например, вот как принц Гамлет разговаривает с тем, кто считает себя знатоком того, как добиться власти над человеком.
— Вот флейта, сыграйте на ней что-нибудь.
— Принц, я не умею.
— Но я прошу вас.
— Но я не знаю, как за это взяться.
— Это также просто как лгать: перебирайте отверстия пальцами, вдувайте ртом воздух и из нее польётся нежнейшая музыка.
Далее Гамлет говорит этому властолюбцу: «Смотрите же, с какою грязью вы меня смешали. Вы собираетесь играть на мне. Вы приписываете себе знание моих клапанов. Вы уверены, что выжмете из меня голос моей тайны. Вы воображаете, будто все мои ноты снизу доверху вам открыты. А эта маленькая вещица нарочно приспособлена для игры, у нее чудный тон, и тем не менее вы не можете заставить ее говорить. Что ж вы думаете, со мной это легче, чем с флейтой? Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя.»
Разум человека – это не инструмент для игры в политику, экономику, науку, искусство, религию. О губительности подобных игр, экспериментов над разумом человека, его свободой говорится в романе Г. Гессе «Игра в бисер». Этот роман о фантастическом будущем, где люди окончательно разделены, а ситуация там подозрительно напоминает нашу современную действительность. В романе одни работают и снабжают всем необходимым других, тех, кто играет в бисер, а взамен, те, кто только работают, наблюдают и слушают Игру. Интересно, что не элитарная часть этого фантастического мира, а простые жители, могут в любой момент решить, что Игр достаточно и тогда … рухнет всё! Смысл романа в том, что люди могут заиграться в бесконечную Игру: в передовую науку, местечковую религию, национальную политику и экономику, доморощенный искусственный интеллект и т.п. Так и не достигнув мирового господства, но, вдоволь наигравшись в глобальную виртуальную реальность, все могут незаметно для себя установить тоталитарную власть над своим разумом, ведущую к гибели истории, всего и всех.
© Copyright: Виктор Морозов, 2020
Свидетельство о публикации №220060300691
|