Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | ГлавнаяМой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Авторы "Мечты" - активность до 2013 года » Виктор Морозов

Последняя любовь. Виктор Морозов

Иногда можно услышать, как говорят о том, что кто-то «даже самого себя не любит». Это парадоксальное высказывание может восприниматься только как явное преувеличение. И действительно, очень не просто представить себе личность, которая искренне считала бы себя недостойным собственной любви. Удивительно, но когда слышишь, как человек говорит о своей любви к самому себе, то это может выглядеть необычно и настораживает слушателя.

Принято считать, что человеку трудно сделать первый шаг, хотя на самом деле это не совсем так. По-настоящему первый шаг человек всегда делает с помощью других людей, а вот второй и последующие, часто приходится проделывать самостоятельно. Так и в любви, полюбить самого себя человеку просто. Это всегда происходит неизбежно. Первая любовь незримо сопровождает человека всю его жизнь и, хотя это может проявляться по-разному, он предан этому своему чувству искренне. Каждый человек интуитивно предан такой любви, несмотря ни на какие события в его жизни и поступки. Если потребуется, он всегда найдет множество оправданий того, почему он поступал так, а не иначе, и почему его первая любовь при любых испытаниях должна оставаться непоколебимой.

Становление человеческой личности, осознание человеком своего Я, формирование им отношения к самому себе и другим людям - это достаточно запутанные процессы. Однако при всем их многообразии в каждом человеке быстро образуется устойчивая система представлений о своей личности, ее образ и ценность, которую человек и способен ощущать как любовь к себе. Эту действительно первую любовь начинает переживать каждый в своем детстве, когда у него формируются представления о своей личности.

Расставание с первой любовью происходит незаметно. Это случается с каждым из нас в юном возрасте, когда мы «попадаем» в мир других людей. Такое расставание с прошлым происходит под влиянием ряда причин, от каждого из нас независимых, но главная среди них - сам мир. Он с очень древних времен находится в качественно неизменном состоянии. Созданный в безначальном прошлом, мир встречает нового человека, находясь в состоянии преодоления очередной ступени качественно застывший эпохи - постреликтовой. Ее характерной чертой является то, что тут вызревает многообразие условий для достижения максимального противоречия всеми заблуждениями, которые сопровождают эволюцию человечества. Постреликтовая эпоха – это своеобразный «котел» буйствующего тысячи лет хаоса и присутствия в нем всего лишь отдельных, разрозненных элементов гармонии. Здесь заблуждения из простых невинных своих форм превращаются в химеры, которые, сменяя друг друга, требуют от людей признать только за ними право на мировое господство в культуре, науке, религии, мировоззрении. Человеку предстоит жить в особом мире, пропитанным до основания эгоизмом отдельных личностей, народов, наций, культур, религий и т.д. и т.п. «Пораженный» увиденным, каждый входящий в этот мир теряет реликтовый образ своей первой любви. Он, как и многие другие до него, начинает «погружаться» в бездну господствующих среди людей заблуждений и химер. Одновременно он становится участником и свидетелем не только гибели, но и рождения неисчислимого многообразия ростков истины. Но как бы там ни было, первая любовь пропадает из виду, оттесненная тем, без чего в новой среде существовать невозможно - эгоизмом.

Может показаться, что эгоизм уже изначально несет в себе только отрицательный смысл. Эгоизм, замкнутость на себя для становящейся личности в определенных условиях - это ее нормальное состояние. Более того, эгоизм для личности может быть просто необходим, поскольку оберегает ее своей «скорлупой», «сферой» при «дозревании» основ индивидуальности. Но вот раскрытие индивидуальности человека всегда происходит через преодоление эгоизма. Преодоление - очень ответственное событие, поэтому его начало предусмотрено еще природой. Мать и отец – это те, кому самой природой «поручено» не только физически вырастить ребенка, научить его ходить, правильно есть и говорить. Главная, совместная «проповедь» и отца, и матери направлена на то, чтобы «вразумить» ребенка и подготовить его с первых шагов «умело» преодолевать свой и присутствующий всюду чужой эгоизм. В той или иной форме преодоление эгоизма происходит в любом случае, даже тогда, когда человек растет без родителей. Однако личность самостоятельно, автономно, вне доступа к духовному опыту и отцовства, и материнства не может научиться преодолевать эгоизм, которым исторически пропитано любое общество. Вне прямого доступа (без родной матери и отца) к такому духовному опыту личность неизбежно примкнет к нему в другом месте. Хорошо, если это место окажется духовно, нравственно полноценным. А вот затянувшийся поиск личностью таких необыкновенных «знаний» образует у нее ощущение своего одиночества. Но даже тогда, когда, так или иначе, личность научится преодолевать некоторые формы эгоизма, ощущение своего одиночества останется в ней как память навсегда. Это щемящее Дух одиночество может «оживать» в памяти человека всякий раз под влиянием часто неожиданных причин, как расставание со своим прошлым.

Личность человека двойственна по своей природе, поскольку способна воспринимать духовный опыт и отцовства, и материнства одновременно. Быть мужчиной или женщиной - это вопрос пола, того или иного участия в процессе деторождения. Однако, и отцовство, и материнство - духовный опыт любой личности, доступный каждому человеку. Эта двойственность способна раздвигать границу любой личности быть только мужчиной или только женщиной. Такой духовный опыт начинается тогда, когда личность, полностью принимая свою природную принадлежность к конкретному полу, способна как бы отрекаться от себя. Причем процесс отречения, а на самом деле осознанного преодоления эгоизма, идет не в ущерб самой личности и не в направлении ее нравственной и иной деградации. Такое «отречение» с первых детских шагов способно разрастаться и помогать людям преодолевать как их личный эгоизм, так и тот, который всегда присутствует в каждом народе, нации, самых разных культурах и религиях.

Народ, нация, как и любая личность, каждый по-своему стремится преодолевать свой эгоизм, а поэтому, осознанно или стихийно, утверждает свой смысл Мира. Утверждает, прежде всего, для себя, но по мере собственного изменения, «взросления» пытается, а затем «проповедует» этот смысл для других. Такая «проповедь», в той или иной форме, идет неизбежно и нуждается только в одном - в общении с другими, подобными себе. Конкретный человек может никогда в своей жизни не заинтересоваться вопросами смысла Мира так, как это делают, например, философы или богословы. Смысл Мира, как его понимают образованные люди, также может быть недоступным простому человеку. И наоборот, то, как чувствует этот смысл простой человек, может быть неинтересно и потому недоступно человеку, ставшему образованным, грамотным. Однако, в любом случае, просто ли своей жизнью, профессиональными или же дилетантскими поисками, независимо от результата все люди участвует в его утверждении самой своей жизнью. Не все люди становятся профессиональными «проповедниками» смысла Мира, но все участвуют в его становлении и утверждении.

Любой человек, живший в прошлом, или наш современник, участвует в таком утверждение смысла Мира, которое, на самом деле, невозможно без его отрицания. Утверждение и отрицание смысла Мира составляют две стороны единого процесса его поиска, который имеет самые разные формы существования, как на уровне личности, так и в обществе. В процессе поиска смысл Мира и отрицается, и утверждается одновременно не только личностью, но и таким социальным организмом как народ, нация через свою культуру, религию, мировоззрение. Столь противоречивым этот процесс делает прежде всего сущность личности. Человек самим своим присутствием утверждает смысл Мира, но одновременно отрицает его. Рождение человека - это каждый раз утверждение нового смысла Мира и каждая смерть - его отрицание. Жизнь - смерть, жизнь - смерть, жизнь – это биение, пульсацию ощущает не только каждый человек. Эта цикличность присутствует и в нациях, и в народах, и в цивилизациях. Но в человеке она не только запечатлена, а ощутима им живо, индивидуально, образно. Поэтому только личность через разные свои заблуждения, даже незаметно для себя, способна выводить проблему поиска истины и смысла Мира за границу и своей личности, и своего народа, и своей нации их единичной судьбы. Преодолевая эгоизм, невероятные трудности исторического развития, люди научились сохранять свой Мир, созданный в далеком прошлом. Одновременно, делая бесчисленные попытки, люди непрерывно стремятся изменить Мир, его застывшую во времени постреликтовую эпоху, в которой живут уже сотни, тысячи лет.

Процесс поиска смысла Мира глубоко укоренился в жизни народов, наций, их культур и религий. И близкие и очень далекие наши предки всегда находили в себе силы утверждать этот смысл своей жизнью, верой в будущее своих потомков. Вместе с тем отрицание смысла Мира «пробивает» свой особый путь, предавая забвению людей, народы, нации, отдельные цивилизации, их культуры. История продолжается и проблема разрешения противоречия между утверждением и отрицанием смысла Мира разрастается дальше. Эта «дорога» уходит все глубже и глубже, увлекая человека, его метущийся Дух.

Для человека личный духовный опыт начинается, но не заканчивается преодолением личностью только своего эгоизма. Опыт растет тогда, когда устремлен на его преодоление всюду, но, прежде всего, в религии. Поэтому не должно казаться излишним еще и еще раз говорить о роли религии в обществе. Тем более, что необходимость ее присутствия среди людей уже не требует упрощенных доказательств. Главный смысл религии был и остался в том, что человек обращается к ней, ее истокам потому, что способен воспринимать Откровение самого Бога. Это утверждение неопровержимо и с ним можно легко и свободно, без всякого принуждения, согласиться. Хотя, принимая в полной мере возможность Откровения, этой самой высокой из проповедей, направленных к человеку, возникает вопрос к самому человеку. А что человек может предложить Богу? Что может предложить человек Богу в Откровении, кроме своих добродетелей, своего смирения и даже искренней веры и любви? Отвечать на такой вопрос можно по-разному. На него, в той или иной мере, можно найти готовые ответы. Но проблема состоит не в том, чтобы найти ответ, а в том, что ответ для каждого человека должен быть и свой, и общий для всех одновременно. А это возможно только тогда, когда в Откровении, о котором вообще имеет смысл говорить, присутствует общая для всех Тема. Эта Тема в Откровении должна иметь безусловную ценность для любого человека, для всех людей и, конечно, для Бога. Вне такой Темы любое Откровение теряет свой всеобщий смысл, в нем неизбежно поселится двусмысленность и все то, что несут с собой обычные заблуждения.

Общую для людей и Бога Тему Откровения трудно сравнить по аналогии, поскольку она не представляет собой темы для беседы, общения в общепринятом смысле. Такая Тема должна быть доступна человеку, но с другой стороны, она не может быть тем, что окончательно кем-то исчерпано. Содержанием Темы для Откровения может быть то, что решалось, решается и не исчерпывается до конца даже Богом. Такое содержание неисчерпаемо в принципе, поскольку как процесс непрерывно изменяется усилиями и человека, и Бога. И Бог, и человек своим присутствием творят, утверждают и отрицают, каждый по-своему, но единый смысл Мира. При этом, между человеком и Богом существует общая Тема для Откровения и непрерывная связь. Эту связь человек открывает не сразу, а постепенно, порой очень мучительно для себя. Это открытие происходит через изменение человеческой личности, преодоление ее эгоизма и господства над ней тех его социальных форм, которые в «перезрелом» виде всюду властвуют над людьми. Подобная власть над людьми препятствуют людям открывать в себе не ту связь с Богом, о которой часто говорят как о необходимости догматического поклонения, а совсем другую. Ведь эгоизм плох не сам по себе. Эгоизм плох только в том случае, если приобретает такие формы, за которыми неизбежно следует проповедь абсолютного отрицания смысла Мира или абсолютного его утверждения только для себя. «Перезрелые» формы эгоизма неизбежно проповедуют замкнутость, порочность, греховность и человека, и Мира, в котором он существует. Такой эгоизм уже давно присутствует среди народов, наций, «растворен» в их культурах и религиях. Проникнув туда, он не только пассивно искажает сам процесс поиска смысла Мира, но и склоняет людей уже сейчас и навечно принять за истину всего лишь промежуточный результат этого поиска.

В истории религия и вера зарождаются из заблуждений. Истина веры у своих истоков не отличается от заблуждения. Она, постепенно проходя вместе с человеком путь их исторического изменения, способна становиться все более и более отчетливой, отделяясь от самых разных заблуждений. Это очень медлительный во времени, но творческий для людей процесс. Поэтому для религии расставание со своими заблуждениями, если и случится, то произойдет в конце целой исторической эпохи – постреликтовой. На заре этой эпохи человек только устремился за истинной верой. Он действительно встал на путь к ней, но одновременно не мог не упустить из виду, что сама истина - это всегда не только результат, но и процесс. А любой процесс имеет свою историю, из которого нельзя произвольно удалять, искажать прошлое, поскольку оно не то, что просто было и ушло бесследно. Прошлое связано с будущим, хотя и неоднозначной, но фундаментальной связью. И как бы ни хотелось его изменить, приукрасить, подстроить под сиюминутную необходимость, следует иметь в виду, что манипулирование прошлым и есть настоящее, первородное заблуждение. Это реликтовое заблуждение людей все заметнее и заметнее влияет на их будущее и, обладая колоссальной «живучестью», стремится пережить человечество, превратившись в настоящий грех. То, что религия до сих пор называет первородным грехом, на самом деле может оказаться не в прошлом, а в будущем человечества. И не просто так, само слово «религия» происходит от латинского глагола religare, «связывать», что указывает на особую для нее роль взаимосвязи прошлого и будущего.

Человек связан с Богом не «юридическим» обязательством и не зароком, а общей с Ним Темой Откровения. В истории эта связь как–то изменяется, утончается, искажается, но само ее существование остается незыблемой, вечной. Конечно, люди иногда сознательно отказываются признавать реальность такой связи, ссылаясь на отсутствие достаточных оснований. Но именно поэтому, им часто не хватает жизни, чтобы в силу самых разных причин эту связь почувствовать и осознать. Человек считает себя пассивным или воинствующим атеистом. Однако это всего лишь одна из форм «перезрелого» эгоизма, когда он не утруждает себя попыткой разобраться в собственной сущности. Так, термин «атеист» в действительности отражает совсем не то, что принято под этим понимать. Это всего лишь исторически изживший себя термин, который соответствовал тому времени, когда религия пыталась «силовым» способом утверждать свои догмы. Атеист того времени - это человек, который часто отрицал форму, в которой эти догмы насаждались. Люди всегда находились в непрерывном поиске смысла Мира, утверждали веру в Бога и отрицали ее одновременно. По сути атеистов и раньше не существовало, а поэтому спорить и говорить о самом безверии людей в Бога в современном мире тем более бессмысленно. Все уже давно являются по существу верующими. Однако представления о Боге у людей действительно расходятся, вплоть до противоположностей. Такое размежевание между людьми приобретает все более и более очевидную форму глобального духовного кризиса, который своим масштабом все сильнее и сильнее затрагивает каждого, оставляя личность перед Выбором. И Выбор этот состоит не в том, каким религиозным догмам сейчас отдать предпочтение, верить или не верить. Выбор всегда был и остался за человеком - осознанно решать с каким духовным опытом не по форме, а по сути связывать свое будущее.

Каждый человек располагает личным духовным опытом, но не каждый сможет «угадать» или уверенно сказать, какой из этого опыта получится результат. Конечно, можно об этом и не задумываться. Но, как бы не сложилась судьба человека, такой результат не будет окончательным, поскольку может проявляться только на фоне единого для всех процесса – вечного поиска смысла Мира. Сам этот процесс «запущен» в безначальном прошлом и обновляется для человечества с появлением на свет каждого человека, его жизнью, поиском им своего смысла Мира. Однако при всем возможном богатстве приобретенного духовного опыта человеку все равно его недостаточно даже для одного, единственного Выбора. Человек уже давно обладает самыми разными возможностями дополнять свой духовный опыт тем, что достигнуто самыми разными людьми и во все времена. Эти возможности возрастают со временем, с каждым научным открытием, с освоением нового в культуре и религии, обычной жизни. Но и этих всех возможностей мало, чтобы осознать тот масштаб духовного опыта, с которым человек способен связать свое будущее. Человек видимо так «устроен», что не сможет преодолеть свою ограниченность, замкнутость своего духовного опыта, эгоизм своего народа, нации, всей цивилизации без Откровения вечности – единого для всех Бога.


Окончание следует


© Copyright: Виктор Морозов, 2007
Свидетельство о публикации №2709230247

Категория: Виктор Морозов | Добавил: rm (23.12.2007) | Автор: Виктор Морозов
Просмотров: 1056 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1

avatar
1
Мне понравилась сжатость изложения и корректность оценок.
Пишите о преодолении эгоизма ещё и ещё, это особенно важно поколениям, ищущим себя.
Сейчас многими "новыми психологами" эгоизм намеренно навязывается.

avatar

Меню сайта

Журнал "Вісник Мрії" є періодичним виданням ГО «Дитячо-юнацька екологічна громадська організація «Республіка Мрія», яка з 10 листопада 2013 року як асоційований член увійшла в мережу Всеукраїнської екологічної громадської організації «МАМА-86».  Про ВЕГО "МАМА-86"

Форма входа

Поиск

Новые комментарии

Ссылка на сборник

%