Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | ГлавнаяМой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Авторы "Мечты" - активность до 2013 года » Антон Данилец

Русь и Золотая Орда

Введение      
Продолжительное время историческая наука трактовала взаимодействие Золотой Орды и нарождающегося Российского государства исключительно как негативное по отношению к последней.
Мы прекрасно знаем еще по школьным учебникам,  когда  на  политической карте мира появилось самое большое государство Евразии  XIII  -  XIV  вв.  - Золотая Орда, - в  рамках  которого  впервые  были  объединены  пространства будущей Российской империи и этносы, их населяющие, - от Дуная на западе  до Алтая на востоке и от Белого моря на севере до Кавказа  и  Хорезма  на  юге.
Знаем  о  грабительских  данях  и  о  борьбе  покоренных  народов.  Но  сама цивилизация этого государства, сверкнувшего как ярчайший феномен  Евразии  и нашедшего продолжение в постзолотоордынских исламских  государствах  Казани, Крыма, Астрахани,  Сибири,  Ногайской  орды,  оставалась  в  тени,  так  как археология Золотой Орды пребывала в зачаточном состоянии.
      Только выдающийся русский историк академик М. Н.  Тихомиров,  нашел  в себе смелость заявить о значении  Золотой  Орды:  «...ведь  Золотая  Орда  -
явление общемирового порядка, если под этим миром понимать  Азию  и  Европу. Каким же образом  из  истории  народов,  которые  входили  в  Золотую  Орду, выкидывать целый большой этап?» .
Еще более сильно и глубоко высказывался по этому поводу Лев Гумилев, который исследовал этот вопрос не просто на уровне истории, но на уровне становления и развития этносов. Его труды на эту тему – «От Руси до России», «Древняя Русь и Великая степь», «Этногенез и биосфера Земли» ставят вопросы взаимодействия с Золотой Ордой на другой уровень, который можно было бы назвать отношениями союзническими, стратегическими, обеспечивающими дальнейший подъем Российской государственности, русского народа, русской культуры. Я бы назвал это взаимодействие глобальным этносоциальным проектом, который выкристаллизовал и вывел на международную арену великорусский этнос.
Итак, однозначность в оценках негативного взаимодействия стран и культур, постепенно сменяется другой, более трезвой и взвешенной оценкой реальности.
Исследование этого процесса дает нам так же право рассчитывать на получение новых данных к развитию научно обоснованных этносоциальных проектов в будущем.
1. Феномен Золотой Орды
1.1 Историческая реконструкция
      Итак, за много веков у нас возобладало  исключительно  негативное  отношение  к монголо-татарскому  игу  и  всему,  что  с  ним  связано.   Так,   ордынское владычество упорно  объявлялось  причиной  культурной  изоляции  Руси,  хотя конкретные свидетельства источников  об  этом  умалчивают,  а  нередко  даже содержат указания совсем иного рода. В частности,  известное  Менгу-Тимурово слово к князю Ярославу Ярославичу (1266-1270)  свидетельствует  о  том,  что этот хан своим грозным авторитетом обеспечивал Руси «окно в Европу».  Только оживление  общественной  жизни   во   второй   половине   1950-х   годов   и последовавшие сдвиги в исторической науке  СССР  благоприятно  сказались  на оживлении интереса к истории и археологии Золотой Орды.
Именно в  это  время (точнее,  в  1958  г.)  Институт  археологии  АН  СССР   начал   многолетние систематические исследования столицы Золотой  Орды  Сарая-Берке  (Царевского городища около  Сталинграда).  Это  стало  возможным  благодаря  гражданской позиции  директора  Института  археологии,  крупнейшего  русского   ученого-археолога Б. А.  Рыбакова.  За  годы  интенсивных  раскопок  золотоордынских городов под руководством А. П.  Смирнова  и  его  ученика  Г.  А.  Федорова-Давыдова сложилось целое научное направление - золотоордынская археология.
      Золотая Орда  была  одним  из  крупнейших  государств   средневековья, владения которого находились в Европе и  Азии.  Ее  военная  мощь  постоянно держала  в  напряжении  всех  соседей  и  очень  долгое   время   никем   не оспаривалась.
Монархи  даже  отдаленных  стран  стремились  завязать  с  ней дружественные  отношения  и   всеми   силами   их   поддерживать.   Наиболее предприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, чтобы  попасть  в  ее столицу, которая по праву слыла крупнейшей торговой базой между  Востоком  и Западом. По  всему  миру  разносили  путешественники  и  торговые  караваны, правдивые рассказы и  невероятные  легенды  о  народах,  населявших  Золотую Орду, их своеобразных обычаях и кочевой жизни, о богатстве и мощи  правивших здесь ханов, бесчисленных стадах скота и бескрайних степях, где  можно  было неделями не встретить ни одного человека. Правдивые и  вымышленные  рассказы об огромном государстве кочевников продолжали  свое  существование  и  после его исчезновения.
      И сегодня интерес к нему не ослабел, и его история уже давно изучается
во многих странах. Но до сих пор «в  оценке  многих  политических  и  бытовых сторон жизни  и  истории  Золотой  Орды  встречаются  самые  противоположные мнения» . И к тому же до настоящего времени существует  в  научных  работах  и учебной литературе, да и просто в самом распространенном восприятии  истории целый ряд заблуждений или утвердившихся  стереотипов,  связанных  с  Золотой Ордой. Это относится к  ее  территории  и  границам,  названию  государства, наличию  городов,  развитости  культуры,  соотношению  понятий  «монголы»  и «татары», некоторым моментам политической истории  и  т.  п.  Большая  часть широко распространившихся штампов о Золотой  Орде  возникла  еще  в  прошлом веке, и существование их связано исключительно с пренебрежением  к  изучению этого во многом своеобразного государства.
      В изучении Золотой Орды в советское время  господствовало  суждение  о ней  как  о  государстве-угнетателе,  не  заслуживающем  внимания  советских историков.
      А истоки этой проблемы уходят в монгольскую эпоху, со времени  которой и начинается эта история. При всем  трагизме  эпоха  монгольских  завоеваний XIII века не была проста и однозначна. Это относится  и  к  такому  сложному конгломерату как империя Чингиз-хана и его преемников,  в  числе  которых  и Золотая  Орда.  Поэтому  абсолютно  негативное  отношение   к   монгольскому завоеванию и всему, что с ним связано, видимо, не совсем  правомерно.  Этого мнения, в частности,  придерживался  такой  серьезный  исследователь  даннойэпохи как В.В.Бартольд,  а  также  Л.И.Гумилев.  Создаваемые  в  основном  в результате  кровавых  завоеваний,  эти  империи  в   дальнейшем   играли   и определенную цивилизующую роль. Ведь создание  империи  при  всем  неприятии насилия, крови - это и попытки, хотя далеко и несовершенные, человечества  к интеграции.
      К тому же отсутствие  пространственных  перегородок  в  пределах  этих обширных империй создавало возможность  сблизить  народы  Евразии.  Культуры тюркских, славянских, монгольских, финно-угорских,  иранских,  кавказских  и других  народов  Евразии  длительное  время  формировались  и   развивались, находясь в единой системе связей,  что  сближало  их,  определяя  во  многом сходство их жизненного  уклада  менталитета  и  приводило  к  объединению  и единые многонациональные  государства,  каковыми  и  были  империи  потомков Чингиз-хана, такие как Золотая Орда.
      Поэтому лишь отрицательный взгляд на них как на «дикие  орды»  был  бы исторически несправедлив.
1.2.   Золотая Орда – историческая справка
       «Золотая Орда (Улус Джучи),  средневековое государство в Евразии, созданное тюрко-монгольскими племенами  (в  восточных источниках Улус Джучи). Основано в начале 40-х годов XIII века ханом  Батыем  (1208-1255),  внуком  Чингисхана   в   результате   завоевательных   походов монголов.  Название  государства  пошло   от   стоявшего   в   его   столице великолепного, сверкавшего на солнце шатра» .
      В состав  Золотой  Орды  входили  Западная  Сибирь,  Северный  Хорезм,
Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым,  Дешт-и-Кипчак  (Кипчакская  степь от Иртыша до Дуная). Крайним юго-восточным пределом Золотой Орды  был  Южный Казахстан (ныне г.Тараз), а крайним  северо-восточным  -  г.Тюмень  и  Искер (близ  совр.  г.Тобольска)  в  Западной  Сибири.  С  севера   на   юг   Орда простиралась от среднего течения р.Камы до г.Дербента.  Вся  эта  гигантская территория была достаточно однородна в ландшафтном отношении  -  в  основном это была степь. Население Орды представляло  самые  различные  народности  и верования. Завоеватели-монголы  не  составляли  большинства  населения.  Они растворились  в  массе  покоренных  народов,   главным   образом   тюркского происхождения, в первую очередь, кыпчаков. Самое же  главное  заключалось  в том, что культурная полоса  на  Нижней  Волге  оказалась  такой  близкой  от степи, что здесь легко сочеталось  оседлое  и  кочевое  хозяйство.  Основным населением городов и степи оставались  половцы.  В  степи  также  действовал феодальный закон - вся  земля  принадлежала  феодалу,  которому  подчинялись рядовые кочевники. Все средневековые города, расположенные в низовьях  Волги и ее протоков, со временем были  затоплены  водой,  и  жителям  пришлось  их покинуть.
      Столица Золотой  Орды  -  Сарай-Бату  (Старый  Сарай)  (Нижняя  Волга, р.Ахтуба, городище около с.Селитренного Харабалинского  района  Астраханской области, Россия). Город основан ханом Батыем в 1254 году.  Разрушен  в  1395 году Тамерланом. Городище у с.Селитренного,  оставшееся  от  первой  столицы Золотой Орды  -  Сарай-Бату  ("город  Батыя"),  поражает  своими  размерами. Раскинутое на нескольких буграх, оно тянется по левому берегу  Ахтубы  более чем на 15 км.
2. Жизнь Золотой Орды
2.1. Вторжение на Русь
«Исторически создание Золотой Орды можно определить 1235 г., когда на  курултае  было  решено оказать мощную поддержку сыновьям  Джучи  Орда-Ичену  и  Бату  в  завоевании Восточной  Европы» .  Их  войска  были   усилены   отрядами   еще   нескольких монгольских принцев и лучшим  полководцем  Чингисхана  Субедеем,  одержавшим победу над русско-половецкими силами на реке Калке в 1223 г. Возглавил  весь поход второй сын Джучи Бату, называвшийся  в  русских  летописях  Батыем.  С осени  1236  г.  эта  огромная  армия  опустошила  и  обескровила   Волжскую
Болгарию, Русь,  половецкие  кочевья,  Тавриду,  Польшу,  Чехию,  Венгрию  и весной 1242 г. вышла к Адриатическому  побережью,  что  вызвало  панику  при дворах римского папы  и  даже  французского  короля.  Однако  здесь  монголы неожиданно остановились и начали медленно отходить на восток.
      К  концу  1242  г.  все  их  войска   расположились   на   зимовку   в причерноморских и прикаспийских степях,  известных  у  восточных  летописцев под названием Дешт-и-Кыпчак. Именно эта территория и  стала  ядром  будущего государства, известного нам под названием Золотая Орда.
      Отсчет его политической истории можно начинать с  самого  начала  1243 г., когда Ипатьевская  летопись  сообщила,  что  Бату  «воротился  есть  изо Оугорь»  (Венгрии)  и  когда  великий  князь  Ярослав  первым   из   русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение.      
2.2 Государственное устройство Золотой Орды               
        Достигнув  намеченных  целей  в  завоевании  стран  Восточной  Европы, чингизиды  во  главе  с  Бату-ханом,  приступили   к   организации   органов управления  завоеванными  странами.  «Будучи  в  абсолютном  меньшинстве   - указывает Л.Н. Гумилев,  -  золотоордынские  монголы  не  имели  возможности создать деспотический режим. Поэтому Орда возглавляла  конфедерацию  местных этносов,  удерживаемых  в  составе   государства   угрозой   нападения» .   В подчиненных   странах   монголы   учредили   свою   администрацию,   которая контролировала деятельность местных правителей и сбора ими дани. Глава  этой администрации назывался «даруга» и в его распоряжении находился  вооруженный отряд «баскаков».
      Вполне естественно, что монголы не могли создать  единой  этноноосферы так называемого «татарского народа», ибо этого народа не было.      Кыпчакское  царство,  или  Золотая  Орда,  как  его  называют  русские историки, хотя и была конфедерацией в основном тюркских этносов, но к  этому времени,  т.е.  ко   времени   монгольского   завоевания,   они   уже   вели самостоятельное развитие со своими упрочившимися этноноосферами.
      Основным населением Золотой Орды  были  кипчаки,  булгары  и  русские.
      Однако ко времени приобретения полного  политического  суверенитета  в Золотой     Орде,     естественно,     уже     существовала      собственная внутригосударственная структура, причем в достаточной степени сложившаяся  и развитая. Нет  ничего  удивительного  в  том,  что  она  в  основных  чертах копировала систему, введенную в Монголии еще Чингисханом.
      Основой  этой  системы  было  армейское  десятичное  исчисление  всего населения страны. В  соответствии  с  армейским  членением  все  государство делилось на правое и левое крылья.
      В  улусе  Джучи   правое   крыло   составило   владения   хана   Бату, простиравшиеся от Дуная до Иртыша. Левое крыло находилось  под  властью  его старшего брата хана Орды. Оно занимало земли на юге современного  Казахстана вдоль Сырдарьи и к востоку от нее.
      По древней  монгольской  традиции  правое  крыло  называлось  Ак-Ордой(Белой Ордой), а левое - Кок-Ордой (Синей).  Из  изложенного   вытекает,  что понятия «Золотая Орда» и «улус Джучи» в  территориальном  и  государственно- правовом отношениях не являются синонимами.
      Но уже к концу XIII в. они превратились из  административных  в  чисто армейские понятия и сохранились только в отношении воинских соединений.      В административной структуре государства крылья  были  заменены  более удобным  подразделением  на   четыре   основные   территориальные   единицы, возглавлявшиеся улусбеками. Эти четыре улуса представляли  собой  крупнейшие административные подразделения. Они назывались Сарай,  Дешт-и-Кыпчак,  Крым, Хорезм.
      Эта система представляла собой  точную  копию  устройства  монгольской армии: все государство - Великий Улус - делилось  в  соответствии  с  рангом владельца  (темник,  тысячник,  сотник,  десятник)  -  на  определенные   по величине уделы и с каждого из них в случае  войны  выставлялось  по  десять, сто, тысяче или по десять тысяч вооруженных воинов.
      Дальнейшее развитие  государственности,  появление  городов,  введение
мусульманства, более тесное знакомство с арабскими и персидскими  традициями управления  привели  к  различным  усложнениям  во  владениях   Джучидов   с одновременным  отмиранием  центрально-азиатских   обычаев,   восходящих   ко времени Чингисхана.
      Вместо членения территории на два крыла, как уже говорилось, появились четыре улуса во главе с улусбеками. Один из улусов был личным доменом  хана. Он занимал степи левобережья Волги от её устья до Камы.
      Каждый из этих четырех улусов делился на  какое-то  число  «областей»,
являвшихся улусами феодалов следующего ранга.  Всего в Золотой Орде число таких «областей» в XIV в. составляло  около 70  по  числу  темников.  Одновременно  с  установлением  административно  - территориального  деления  происходило  формирование   аппарата   управления государством.
      «Период правления ханов Бату и Берке  с  полным  правом  можно  назвать организационным   в   истории   Золотой   Орды.   Бату   заложил    основные общегосударственные устои, сохранившиеся при всех последующих ханах» .
      Были оформлены  феодальные  владения  аристократии,  появился  аппарат чиновников,  заложена  столица,  организована  ямская  связь   между   всеми улусами, утверждены и распределены налоги и повинности.
      Правление Бату  и  Берке  характеризуется  абсолютной  властью  ханов, авторитет  которых  ассоциировался   в   сознании   подданных   с   размером награбленных ими богатств.
      По мере  укрепления  государственности  в  Золотой  Орде  рос  аппарат управления,  его  правители  взяли  за  образец  администрацию  завоеванного монголами государства Хорезмшахов. Согласно этому образцу при хане  появился визир, своеобразный  глава  правительства,  который  отвечал  за  все  сферы невоенной   жизни   государства.   Визир   и    возглавляемый    им    диван (государственный совет) распоряжались финансами, налогами, торговлей.      Внешней политикой ведал сам хан со своими  ближайшими  советниками,  а также беклярибек.
      Золотая Орда долгое время была самым сильным государством  Центральной Азии и Восточной Европы. Помимо просторов Казахстана среди ее владений  были Русь, Хорезм, Крым, Северный Кавказ, Западная Сибирь.
      С  золотоордынским  двором  пытались  поддерживать   дружеские   связи
европейские короли  и  паны  римские,  византийские  императоры  и  турецкие султаны Османской империи. Свидетельством этого являются жалованные  грамоты золотоордынских ханов  Тохтамыша  польскому  королю  Ягайле.  Улуг-Мухаммада турецкому султану Мураду II, сохранившиеся до нашего времени.
      Периодически  золотоордынские «тьмы» вторгались в  Польшу,  Литву,  на Балканы. Целью этих походов было не завоевание, а ограбление соседей.
      Огромная территория,  многочисленное  население,  сильная  центральная
власть,  большое  боеспособное   войско,   умелое   использование   торговых караванных  путей,  выколачивание  дани  с  покоренных  народов,   все   это
создавало мощь ордынской империи.  Она  крепла  и  усиливалась  и  в   первой половине XIV в. пережила пик своего могущества.
      В  заключение  можно  добавить,  что  в  Золотой  Орде  совершенно  не
практиковались столь характерные  для  Монголии  курултаи,  на  которых  все представители рода Чингизидов решали важнейшие государственные вопросы.
      Важной мерой усиления Золотой Орды стало ее обращение в ислам.
      Еще Чингиз-хан завещал  терпимо  относиться  к  представителям  разных
вероисповеданий. Его потомки старались выполнять этот завет. Так, в  землях, подвластных Золотой Орде,  духовенству  всех  религий  был  создан  льготный режим.
      Русская православная церковь и  армяно-григорианская,  например,  были освобождены от выплаты дани и получали специальные ярлыки, которые  защищали церковное имущество от произвола ордынцев.  В  столице  Золотой  Орды  Сарае открывались храмы разных конфессий. В 1261 году  там  возникла  православная епархия.
      Но сами ордынцы в большинстве своем оставались язычниками-шаманистами. Но  были  среди  правящей  ордынской  элиты,  в  том  числе  и   Чингизидов, приверженцы Христа, Мухаммада и Будды.
      На 60-70-е гг. XIV в. приходятся самые драматические страницы  истории
Золотой Орды. Заговоры, убийства ханов, усиление власти  темников,  которые, возвышаясь вместе со своими ставленниками на ханский престол, гибнут от  рук очередных претендентов  на  власть,  проходят  быстрым  калейдоскопом  перед изумленными современниками.
      Наиболее  удачливым  временщиком  оказался   темник   Мамай,   который продолжительное время ставил в Золотой Орде (точнее  в  ее  западной  части) ханов по своему усмотрению. Мамай не был чингизидом, но  женился  на  дочери хана Бердебека. Не имея права на престол,  он  правил  от  имени  подставных ханов. Подчинив себе Великие Булгары, Северный  Кавказ,  Астрахань,  могучий темник к  середине  70-х  годов  XIV  в.  стал  наиболее  сильным  татарским правителем.  Хотя  в  1375  г.  Арабшах  захватил  Сарай-Берке  и  от  Мамая отложились булгары, а Астрахань  перешла  к  Черкесбеку,  он  еще  оставался правителем огромной территории от низовьев Волги до Крыма.
      «В эти же годы (1379 г.), - пишет  Л.Н.Гумилев,  -  вспыхнул  конфликт русской  церкви  с  Мамаем.  В  Нижнем  Новгороде  по  инициативе   Дионисия Суздальского (епископа) были убиты послы Мамая.  Возникла  война,  шедшая  с переменным успехом, закончившаяся Куликовской битвой и возвращением  в  Орду Чингизида Тохтамыша. В этой войне,  которую  навязала  церковь,  участвовали две коалиции: химерная держава Мамая, Генуя и Великое  княжество  Литовское, т.е. Запад, и  блок  Москвы  с  Белой  Ордой  -  традиционный  союз,  начало которому  положил  еще  Александр  Невский.  Тверь  от   участия   в   войне уклонилась, а позиция рязанского князя Олега неясна. Во всяком  случае,  она была независима от Москвы, потому что в  1382  г.  он,  подобно  суздальским князьям, воюет на стороне Тохтамыша против Дмитрия» … В  1381  году,  через год после Куликовской битвы, Тохтамыш взял и разрушил Москву. «Великая замятия» в Золотой Орде  кончилась  с  приходом  к  власти  в 1380г. хана Тохтамыша, что было связано с поддержкой его возвышения  великим эмиром Самарканда Аксак Тимуром.
      Но именно с правлением Тохтамыша связаны события, оказавшиеся роковыми для Золотой  Орды.  Три  похода  правителя  Самарканда,  основателя  мировой империи от Малой Азии до границ Китая, Тимура  сокрушили  улус  Джучи,  были разрушены города, караванные пути переместились на юг во владения Тимура.
      Тимур последовательно громил земли тех народов, которые  выступили  на стороне Тохтамыша. Кыпчакское царство (Золотая Орда)  лежало  в  развалинах, города обезлюдили, войска были разбиты и рассеяны.
      Одним из ярых противников Тохтамыша был эмир  Белой  орды  из  племени мангыт Едигей (Идегей, Идику), принимавший участие в  войнах  Тимура  против Золотой Орды. Связав свою судьбу с занявшим с  его  помощью  золотоордынский трон ханом Тимур-Кутлуком, Едигей продолжил войну с Тохтамышем. Он во  главе золотоордынского войска в 1399 г. на реке Ворскле разбил соединенные  войска литовского князя Витовта и бежавшего в Литву Тохтамыша.
      После смерти Тимур-Кутлука в 1399 г. Едигей фактически встал во  главе
Золотой Орды. Ему последний раз в истории Золотой  Орды  удалось  объединить под своей властью все прежние улусы Джучи.
      Едигей, как и Мамай, правил от имени подставных ханов. В  1406  г.  Он убил Тохтамыша, пытавшегося обосноваться в  Западной  Сибири.  В  стремлении восстановить улус Джучи в прежних границах Едигей  повторил  путь  Батыя.  В 1407 г. он организовал поход на Волжскую Булгарию и разгромил ее. В 1408  г. Едигей напал на Русь, разорил ряд русских городов, осадил Москву,  но  взять ее не смог.
      Свою жизнь, богатую событиями, Едигей закончил, потеряв власть в Орде, от руки одного из сыновей Тохтамыша в 1419 г.
      «Неустойчивость политической  власти  и  экономической  жизни,  частые опустошительные походы на булгаро-казанские земли  золотоордынских  ханов  и русских князей, так же как и вспыхнувшая в поволжских районах в 1428 -  1430 гг. эпидемия чумы, сопровождаемая сильной засухой, -  пишет  Л.Н.Гумилев,  - приводили не к консолидации, а  скорее  к  рассредоточению  населения.  Люди целыми селениями тогда  уходят  в  более  безопасные  северные  и  восточные районы» . Имеет место и гипотеза социально-экологического  кризиса  в  степях Золотой  Орды  во  второй  половине  XIV  -  XV  в.  -  то  есть,    кризиса одновременно природы и общества.
      От этих  потрясений  Золотая  Орда  уже  не  смогла  оправиться  и  на протяжении 15 века Орда постепенно раскалывалась и  распалась  на  Ногайскую Орду (начало XV века), Казанское (1438г.), Крымское  (1443г.),  Астраханское (1459г.), Сибирское (конец XV века), Большую Орду и другие ханства.
      Исторически это гигантское полугосударство-полукочевье просуществовало недолго. Падение Золотой Орды,  ускоренное  Куликовской  битвой  (1380г.)  и жестоким походом Тамерлана в 1395 году, было  столь  же  скорым,  как  и  ее рождение.  И  окончательно  рухнула  в  1502,  не  выдержав  столкновения  с Крымским ханством.
3.Золотая Орда и Россия
3.1 Русь между Европой и Золотой Ордой
      На просторах тогдашнего  цивилизованного  и  полуцивилизованного  мира Евразии возникла мировая империя в границах, превосходящих Римский мир,  что сблизило Восток и Запад.
      Расцвет Золотой Орды пришелся по времени как раз на кризис в  Западной Европе рубежа XIII - XIV вв. Взлет и падение Золотой  Орды с  точки  зрения  социоестественной  истории,  единицей  измерения   которой является  век...  Взлет  пришелся  практически  на  время  правления  одного властителя - Узбека (1312 - 1342).
      Ордынский порядок максимально благоприятствовал торговле, жизнь и  быт человека  были  более  защищены,   чем   у   жителя   Западной   Европы.    мировоззренческой, идеологической сфере  главное,  чем  Орда  отличалась  от Европы, - это веротерпимость, восходящая к установкам Чингисхана.
      Не менее примечательно, что становление и расцвет евразийской  империи по  времени  совпадают  с  периодом  становления  и  расцвета  инквизиции  в Западной Европе. Далеко не случайно на  Руси  борьба  с  еретиками  началась фактически сразу после так называемого освобождения  от  татаро-монгольского ига.
      Верховные правители Орды создали для русской православной церкви режим наибольшего благоприятствования. Так, еще в 1261 г. была основана  Сарайская епископия Русской православной  церкви.  Половина  всех  русских  монастырей возникла при татаро-монгольской власти.
      В эпоху Золотой Орды была создана уникальная городская цивилизация. В ее формировании  участвовали  все  народы,  жившие  на  просторах  Восточной Европы, Западной Сибири, Казахстана и Северного  Приаралья.  Главные  города Золотой Орды  имели  широкие  улицы,  водопровод  в  керамических  трубах  и канализацию. Жители городов брали питьевую воду в фонтанах. Во всех  городах и  селениях  были  бани.  У  ордынских  городов,  в  отличие  не  только  от европейских, но и от  восточных,  не  было  стен  -  а  значит,  и  западных городских свобод и привилегий. Успешно развивались золотоордынские города  в системе   функционирования   грандиозной   по   протяженности   транспортной магистрали - Великого Шелкового пути (во всяком случае до  падения  Юаньской (Монгольской) династии в Китае).
      Государство взяло на себя обязанность защищать  жизнь  своих  граждан, вершить суд, организовывать общественную, культурную и экономическую  жизнь. В «других» городах жили другие люди  -  с  иными  представлениями  о  жизни. Население трех главных  городов  -  двух  Сараев  и  Солхата  -  оценивалось примерно в 75 -  150  тысяч  человек  в  каждом,  а  остальных  110  городов (выявленных археологически) - в  пределах  миллиона.  И  это  не  считая  39 итальянских колоний-городов Генуи и Венеции.
      3.2 Влияние Золотой Орды на русскую культуру
Расцвет  ордынского  государства  ознаменовался  самыми   высокими   в тогдашней Европе уровнем и качеством жизни. К положительным последствиям золотоордынского  владычества  для  Руси, замалчиваемых рядом  российских  и  советских  историков  можно  отнести  то обстоятельство, что напряженность  духовной  атмосферы  общества  привела  к созданию высоких  художественных  образцов  во  всех  областях  религиозного искусства   (иконописи,   церковной   музыке,    религиозной    литературе).
Олицетворением  этих  достижении   можно   считать   творчество   художника-иконописца  Андрея  Рублева.  Чувство  национального  унижения  сменялось  в народе благородным чувством преданности национальному идеалу.  Религиозно  – национальный подъем той эпохи на Руси  стал  мощным  фактором  национального самосознания и культуры, чему в немалой  степени  объективно  способствовала веротерпимость   ордынской   элиты.    По   мнению   российских   историков, сторонников   теории    евразийства     (П.Н.Савицкого,     Г.В.Вернадского, Л.Н.Гумилева),  русские  были   спасены   от   физического   истребления   и культурной ассимиляции Запада  лишь  благодаря  включенности  в  Монгольский улус. Кстати, исследования последних лет показали,  что  население  Руси  за время ига удвоилось.
        По  мнению  Гумилева,  ордынцы  -  нейтральная  культурная   среда, принимавшая «всяческих богов» и отличие от католической Европы.  Русь  стала платить  дань  сарайским  ханам,  за  что  имела  торговый  флот  на  Волге религиозную резиденцию в Сарае,  освобождение  русской  православной  церкви от всех видов налогов.
3.3 Политическое и военное взаимодействии зарождающейся России с Золотой Ордой
Со своей  стороны,  Русь  имела  в  лице  метрополии, каковой  была  для  нее  Золотая  Орда,  духовную  и  военную  поддержку   в многочисленных  войнах  со  своими  северо-западными  соседями,  такими  как Шведское  Королевство  и  немецкий  Тевтонский  орден,  Польша   и   Великое княжество  литовское,  Венгерское  Королевство,   Галицкая   Русь,   Волынь, Черниговское и другие княжества, бывшие вне  покровительства  Золотой  Орды, жертвой католической  Европы,  объявившей  крестовый  поход  против  Руси  и ордынцев.
      Таким образом, выбор князя Александра Невского,  победителя  шведов  и тевтонцев, был, видимо, сделан исходя из,  разумеется,  сомнительной  теории «наименьшего зла» в пользу симбиоза  с  Золотой  Ордой.  И  этот  выбор  был одобрен народом  и  освящен  русской  православной  церковью  и  причисление Александра Невского к лику святых - наглядное тому подтверждение.
     Заметно было золотоордынское влияние на русский язык, что  нашло  свое
отражение в современном русском языке,  где  пятая-шестая  часть  словарного запаса тюркского происхождения.
      Именно золотоордынская  государственная система  сделалась   прообразом российской  имперской  государственности,  частью  которой  впоследствии,  в XVIII-XX  вв.  стал  в  течение  более  чем  двух  с  половиной  столетий  и Казахстан. Это проявилось в установлении авторитарной традиции правления,  в жестко централизованной общественной системе, дисциплины в  военном  деле  и веротерпимости. Хотя,  конечно,  были  и  отклонения  от  этих  принципов  в определенные  периоды  российской  истории.  Помимо   этого,   средневековой Казахстан, Русь, Крым, Кавказ, Западная Сибирь, Хорезм и другие  подвластные ордынцам земли,  были  вовлечены  в  находящуюся  па  более  высоком  уровне финансовую  систему   золотоордынской       империи.   Завоеватели   создали эффективную,  пережившую  века,  ямскую  систему  путей  сообщения  и   сеть почтовых  организаций  на  значительной  части  Евразии,  в  том  числе   на территории Казахстана и России.
      Наследием Золотой Орды стало обыкновение (хотя и  не  всегда  на  всем
протяжении  истории  России)  не  ассимилировать  новые,   завоеванные   или включавшиеся  без  кровопролития  в  состав  Российской  империи  земли,  не изменять жизнь, религию и язык, подвластных народов.
3.4 Преемственность России к Золотой Орде
      Оказавшись в составе Золотой Орды, подвластные этой империи народы  не остановились  в  своем  развитии.  Были  радикально  изменены   пути   этого развития, что в итоге привело Русь, например, к  принятию  от  Золотой  Орды эстафеты гегемонии в евразийской державе, когда к концу XV века Русь в  лице Московского государства становилась  решающей  силой  в  великом  состязании «царств- наследников» Золотой Орды, к коим  наряду  с упомянутыми  выше тюркскими государствами, среди которых наиболее  грозным  соперником  Москвы был Крымский юрт, относилось и Казахское ханство.
      В XVI в. хотя и происходило  неуклонное  наращивание

Категория: Антон Данилец | Добавил: ant (24.01.2010) | Автор: Данилец Антон Владимирович E W
Просмотров: 3020 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1

avatar
1
http://rm.pp.net.ua/publ/34-1-0-512 - продолжение статьи

avatar

Форма входа

Поиск

Категории

Сергей Дьяченко [1]
Татьяна Сидак [1]
Ревека Клевер [2]
Свои произведения предлагает Вам писатель Ревека Клевер
Дора Карельштейн [1]
Александр Сорокин [1]
Борис Попов [2]
Борис Попов - официальный автор Мечты
Антон Данилец [47]
Сергей Гор [1]
Нати [2]
Нати - официальный автор Мечты
Евгений Ганин [8]
Евгений Ганин - официальный автор Мечты
Ольга Реймова [11]
Лана Рофанова [5]
Свои произведения предлагает Вам писатель Лана Рофанова
Татьяна Браило [1]
Вадим Борисов [2]
Ирма Горте [18]
Татьяна Дикусар [12]
Татьяна Дикусар - официальный автор Мечты
Наталья Климова [3]
Своё произведение предлагает Вам писатель Наталья Климова
Евгений Фролов [9]
Свои произведения предлагает вам писатель Евгений Фролов
Леония Берег [8]
Леония Берег - официальный автор Мечты
Виктор Морозов [6]
Виктор Морозов дал согласие на публикацию своей статьи на нашем сайте
Владимир ЕСИП [19]

Новые комментарии

Проєкт пошуку нової мелодії для гімну "Республіки Мрії". Доєднуйтесь!

Нова пісня про те, як це важливо - вірити та чекати.

Красива пісня про цінність життя.

Песня о любви .... Почему бы не послушать ...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Flag Counter

%