Заключение
Итак, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в России в отличие от большинства индустриально развитых
стран в формировании рыночной экономики и предпринимательства ключевую
роль сыграло государство, разработавшее и осуществившее
широкомасштабную кампанию по приватизации государственной собственности
и созданию нового класса собственников. Но в стране экономические
реформы осуществлялись с явным запозданием и с огромными трудностями и
издержками, поскольку были искажены силами, которые стремились
реализовать скорее свои узкоэгоистические, нежели общественные,
интересы.
Но, тем не менее, при всех трудностях социально-экономические реформы в
России в течение всех 90-х годов, хотя и с большими издержками, но
осуществлялись. В результате широкомасштабной системной трансформации
радикально изменился социальный и политический облик России, на смену
командно-административной экономике пришла рыночная экономика,
формируется российская модель экономики, которая постепенно
превращается в неотъемлемую часть мировой экономики. Важнейшими
результатами этих мер стали ликвидация государственной монополии,
разгосударствление экономики, радикальная смена отношений
собственности, ее передача частным лицам и коллективам собственников,
формирование основ рыночной экономики, конкурентной среды. Во всех этих
отношениях разгосударствление и приватизация в России по сути дела
представляли собой настоящую социальную революцию. В этом отношении
десятилетие, прошедшее с начала реформ в России, вместило в себя
события и процессы, которых хватило бы на целую эпоху.
Во-вторых, в результате реформ институт предпринимательства снова стал
неотъемлемой частью общественной жизни страны. В настоящее время в
экономике предприниматель, будь он индивидуальный, коллективный или
государственный, является главным субъектом экономической деятельности.
Предпринимательство представляет собой многогранный вид экономической
деятельности, осуществляемый практически во всех отраслях народного
хозяйства. Более того, нередко рыночная экономика отождествляется со
свободным предпринимательством. Именно от закономерностей и основных
направлений развития предпринимательства зависит способность российской
экономики разрешить стоящие перед ней проблемы и стать эффективной и
конкурентоспособной на мировых рынках. Поэтому перед государством стоит
императивная задача всемерного содействия развитию всех форм и типов
российского предпринимательства.
Здесь определяющее значение имеет тип собственности. В зависимости от
того, кому принадлежит собственность, предпринимательство разделяется
на частное и государственное, которые в совокупности составляют основу
национальной экономики страны. Поэтому государство является одним из
существенных факторов нормального функционирования и развития
экономики.
В-третьих, ключевым элементом рыночной экономики является свободная
конкуренция, которая представляет собой стратегический механизм
повышения производительности и эффективности субъектов экономической
деятельности. Более того, современное предпринимательство и рынок
невозможно представить себе без свободной конкуренции. Именно
конкуренция на рынке товаров и услуг в значительной степени толкает
предпринимателя к поискам путей и средств сокращения издержек
производства, внедрению новейших технологий, риску, поискам новых форм
организации производства, новых рынков и т.д. А это предполагает
свободу экономической деятельности, которая в значительной степени
обеспечивается институтом частной собственности, неприкосновенность
которой во всех демократических странах гарантируется государством.
В-четвертых, рыночная экономика, предоставленная самое себе, не
способна эффективно и с пользой для всего общества функционировать без
тесного взаимодействия с государством, органами его законодательной и
исполнительной власти, а государство, в свою очередь, немыслимо без
экономической системы. Рыночная экономика никогда не существовала и не
может существовать в чистом виде, отдельно от государства. Даже в
период так называемого свободно-предпринимательского капитализма
государство играло немаловажную роль в определении основных направлений
социального и экономического развития.
Это особенно верно в современных условиях, когда государство играет
решающую роль в нормальном функционировании всех важнейших сфер жизни
общества.
При всех происшедших в стране сдвигах и изменениях — приватизации,
восстановлении частной собственности, формировании системы частного
предпринимательства и т.д. — государство продолжает оставаться одним из
ключевых субъектов экономических отношений и в этом качестве в
значительной мере определяет масштабы и лицо экономики страны в целом,
обеспечивая благоприятные условия для ее эффективного функционирования.
Само это взаимодействие осуществляется в самых разных формах и
направлениях — от создания самой инфраструктуры экономической системы
до определения основных направлений и приоритетов социального и
экономического развития страны.
Поскольку экономика состоит из множества взаимодействующих и
одновременно конкурирующих друг с другом элементов, а рынок
представляет собой арену конкурентной борьбы между множеством различных
субъектов экономической деятельности, преследующих различные интересы,
государство призвано выступать в качестве гаранта соблюдения
общепринятых «правил игры» между субъектами рыночных отношений, своего
рода арбитра при разрешении возникающих между ними проблем. Очевидно,
что государство отнюдь не устраняется от вмешательства в экономику.
Более того, государство играет ключевую роль в формировании и
сохранении конкурентной среды. Одна из его важнейших задач состоит в
обеспечении условий для реализации интересов всех субъектов рыночных
отношений. Оно призвано обеспечивать экономические, социальные,
политические, организационные, правовые условия для развития
предпринимательства. В этом плане государство выполняет важные для
общества функции по созданию и поддержанию самой инфраструктуры
экономической системы, содействию предприятиям в адаптации к изменениям
рыночной конъюнктуры, обеспечению условий для инвестиционной активности
и т.д. Иначе говоря, в современном мире предпринимательство не может
развиваться без самого активного участия и поддержки государства.
В-пятых, по мере укрепления института предпринимательства и рыночных
отношений для России все более растущее значение приобретает проблема
укрепления и совершенствования системы и механизмов государственного
управления экономикой и регулирования рынков. Но главный вопрос здесь
состоит в том, чтобы решительно отказаться от остатков старых, не
оправдавших себя командно-административных методов и разработать и
внедрить новые формы и методы, созданные на совершенно новых принципах
с учетом особенностей и принципов свободной конкуренции и свободного
рынка, с применением прежде всего экономических рычагов стимулирования
роста экономики. В этом плане государство призвано обеспечить условия
для стимулирования предпринимательства при помощи соответствующей
налоговой, кредитной, страховой, амортизационной политики и т.д.
В-шестых, особенно велика роль государства в привлечении в экономику
масштабных инвестиций, без которых невозможно преодолеть спад
производства, произвести структурную перестройку предприятий, вывод
экономики из состояния стагнации на рельсы устойчивого развития. А
добиться этого представляется невозможным без соответствующих гарантий
защиты интересов инвесторов, особенно зарубежных. Очевидно, что в плане
увеличения инвестиционной привлекательности, да и экономического роста
в целом основополагающее значение имеет устойчивая политическая
стабильность в обществе. Особо важное значение имеет проблема снижения,
нейтрализации и предотвращения политических и иных рисков путем
обеспечения государством системы гарантий по защите прав и интересов
инвесторов, создания равных условий осуществления капиталовложений для
российских и иностранных инвесторов.
В-седьмых, определяющее значение для эффективной предпринимательской
деятельности имеет конкурентоспособность, способность верно
ориентироваться в рыночной конъюнктуре. Соответственно ключевым
элементом рыночной экономики является свободная конкуренция между
субъектами рыночных отношений в качестве продавцов и покупателей
товаров и услуг. Именно она придает рыночной экономике динамичность,
жизнеспособность и эффективность. Ее недостаток или отсутствие
неизбежно ведет к снижению эффективности предприятий, сокращению
стимулов к внедрению новшеств и совершенствованию методов производства.
Это в равной степени относится как к частному, так и к государственному
секторам. Поэтому государство должно быть ориентировано на повышение
эффективности и прибыльности своих предприятий путем открытой
конкуренции с частным сектору. Более того, государство призвано создать
равные условия конкуренции для всех хозяйствующих субъектов, и здесь
незаменимую роль играет политика государства, направленная на защиту
добросовестной конкуренции и недопущение монополизации и осуществления
нечестных методов конкуренции.
Другими словами, государственному регулированию подвергаются и
конкуренция, если она нарушает общепринятые правила и нормы, и
монополия, если она служит препятствием для добросовестной конкуренции.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. M.,2009.
2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках"(с изменениями от 24
июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30
декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г.)
3. Автономов В. С. Человек в зеркале экономической теории. М.: Экономика, 2003 – 320 с.
4. Безгодов А.В. Очерки социологии предпринимательства. СПб.: ООО "Издательство «Петрополис»", 2006. – 420 с.
5. Данилец А.В. Практическое предпринимательство в России.СПб.:1996
6. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: ЭЛКО, 2002 – 320 с.
7. Дюамель Л. Экономическая преступность как стимул экономических и
политических реформ в России (по материалам российской прессы) //
Социально-политический журнал. 1997. № 3. С. 34 -37
8. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: Право, 2002. – 480 с.
9. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. T.I. M.: Экономика, 1992. – 520 с.
10. Мовсесян А. О стратегии государственного регулирования экономики//Экономист. 2004. № 10.С.27 - 34
11. Неформальный сектор в российской экономике. М.: Институт
стратегического анализа и развития предпринимательства, 1998. – 220 С.
12. Обзор экономики России. – М.: Фонд «БЭЭ». Январь 2006, №51.- 186 с.
13. Обзор экономической политики в России за 2006 год. М.: Экономика,2007. – 280 с.
14. О конкурентной политике Российской Федерации в 2005 - 2006 гг. . -М.: Экономика, 2007; - 420 с.
15. Осипов Ю.М. Теория хозяйства. Т. 1. М., 1995.
16. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: Алетейя, 2002. – 480 с.
17. Радаев В. Неформальная экономика и внеконтрактные отношения в
российском бизнесе. Подходы к исследованию неформальной экономики //
Неформальная экономика: Россия и мир. М.: Логос, 2006- 280 с.
18. Российская Федерация сегодня. 2006. № 17. – 420 с.
19. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат. России, 2006 – 520 с.
20. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Экономика, 1982. – 320 с.
|