Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | ГлавнаяМой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Авторы "Мечты" - активность до 2013 года » Антон Данилец

Предпринимательство

Введение
Среди всего комплекса проблем, в совокупности характеризующих облик современной российской экономической системы, существенное место занимает решение задач формирования и утверждения предпринимательства и предпринимательской среды, создание условий свободной конкуренции и конкурентной среды. Это весьма сложные и многоплановые вопросы, без решения которых невозможно правильно понять суть происходящих в России экономических процессов.
Большое значение для понимания феномена предпринимательства и имеют работы B.C. Автономова, А.И. Агеева, А.В. Бусыгина, Н.Г., А.В.Данильца, Зяблика, В. Королева, Ф.И. Шамхалова и др. В этих работах рассматриваются различные аспекты мирового опыта предпринимательства, а также особенности и основные направления формирования и функционирования предпринимательства в России.
Различные аспекты рыночной конкуренции подробно анализируются в трудах представителей классической и неоклассической политической экономии Дж.С. Милля, A. Маршалла, Дж. Робинсон, А. Пигу, И. Шумпетера и др.
Объектом исследования данной лекции являются сущность и основные характеристики предпринимательства в механизме формирования и институционализации рыночной экономики.
Предметом выступают основные направления и тенденции формирования предпринимательства, его формы и типы, особенности функционирования и взаимодействия с государством в условиях рыночной экономики.
Цель лекции — проанализировать место, роль и значение для рыночной экономики предпринимательства, особенности формирования и институционализации этих феноменов и роль государства в этом процессе.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Исследовать особенности формирования и эволюции предпринимательства, а также современную роль государства как в управлении рыночной экономикой, так и в самом предпринимательстве;
- Выявить основные проблемы развития предпринимательства в России в России;
- Определить характер взаимоотношений между современным предпринимательством, рыночной экономикой и конкурентной средой, а также условия повышения эффективности и конкурентоспособности предпринимательства.
1. Сущность и функции предпринимательства
1.1  Место и роль предпринимательства в экономической системе
1.1.1 Предпринимательство как явление
Предпринимательство — неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого — свободная конкуренция.
Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания.
С экономической точки зрения предпринимательство может быть рассмотрено как: - экономическая категория, - метод хозяйствования, - тип экономического мышления.
1.1.2 Субъект и объект предпринимательства
Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов.
- Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств).
 Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе, как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом.
Субъектами коллективного предпринимательства выступают: - АО, - арендные коллективы, - кооперативы и т. д.
В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов.
Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности:  - государственная, - коллективная,- частная.
Каждая из них находит свои ниши в хозяйственной системе.
- Объект предпринимательства — наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов — главное дело предпринимателя, отличающее его от обычного хозяйственника.
Предприниматели комбинируют ресурсы для изготов¬ления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара ; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации в отросли с целью создания своей монополии или подрыва чужой.
1.1.3 Условия существования предпринимательства
Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первым и главным условием является: - самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, - наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности,  - источников финансирования, - формирование производственной программы, - доступ к ресурсам, - сбыт продукции, - установлению  цен, - распоряжения прибылью и т. д.
Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, динамики спроса и предложения, уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.
Второе условие предпринимательства — ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.
Третье условие предпринимательства — ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д.
1.1.4 Личность предпринимателя
Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности.
Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие.
Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины.
Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности.
Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов — самому эти процессы определять».
Предпринимателем движут воля к победе, желание борьбы, особый, творческий характер его труда.
Что касается интеллекта предпринимателя то он, сильно ограничен и избирателен: направлен на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально.
Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать много различных вариантов достижения своей цели и предаваться долгим колебаниям.      
1.2 Исторические условия возникновения предпринимательства
1.2.1 От античности до нового времени
В докапиталистическую эпоху место предпринимателя в обществе и отношение к нему сограждан были неоднозначными.
«В античные времена и в эпоху господства христианской церковной идеологии деятельность торговца, купца и любого делового человека рассматривалась как недостойная, мерзкая и греховная. Аристотель считал более достойным образ жизни философа, нежели деятельность торговца, которому недостает внутреннего покоя. Ф. Аквинский утверждал, что профессия купца несет в себе печать морально-этической неполноценности. А в известном в XII в. учебнике канонического права "Gratians" говорилось:
"Купец лишь в малой степени угоден Богу или вовсе противен Ему».
Негативное отношение к предпринимателю усугубили также писания Ветхого Завета и учение Иисуса Христа о богатстве. Однако при оценке их надо иметь в виду, что под богатством в Библии понималось бесплодное расточительство. Такой взгляд не соответствует современному пони¬манию богатства как результата творческого вклада в рост благосостояния на базе предпринимательской инициативы.
Обогащение одних за счет нищеты других, осужденное в Священном Писании, встречается сегодня не столько в странах развитых рыночных экономик, сколько в некоторых развивающихся странах, а отчасти и в России. Этому есть несколько объяснений.
Враждебное отношение многих средневековых философов и богословов к предпринимательству было обусловлено тем, что в тот период господствующей формой производства все еще оставалось натуральное хозяйство и предпринимательским функциям пока еще отводилась малозаметная роль. Кроме того, спокойная жизнь и деятельность старательного земледельца считалась идеалом человеческого существования, в то время как предприниматель, будучи в постоянном поиске, ломая устоявшиеся привычки, был прямой противоположностью крестьянскому консерватизму.
Характерно, что даже основатели классической политической экономии не видели особого смысла в предпринимателе, так как, по их мнению, экономический процесс осуществляется сам по себе, на основе принципа "невидимой руки". По их схеме предприниматель может выступать в качестве: - собственника (А. Смит), - инвестора (Д. Рикардо).
Иных функций за предпринимателем они не признавали.
Взгляды классиков явились одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостью созданной наемными работниками продукции и суммой выплаченной им заработной платы имеет прибыль, Это, по мнению К. Маркса, свидетельство эксплуататорской сущности предпринимательства, его социального паразитизма, и поэтому оно должно быть ликвидировано наряду с другими устоями капиталистической систе¬мы хозяйства.
1.2.2 Появление понятия предпринимательства
Лишь  на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства — труду, земле, капиталу — четвертый — организацию, а И. Шумпетер в книге «Теория экономического развития» (1912 г.) дал этому фактору современное его название — предпринимательство.
Красочную характеристику предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, — это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих лю¬дей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.
Однако наибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес именно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: Быть предпринимателем — значит, делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие.
К функциям предпринимателя он относит:
1) создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;
2) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;
3) завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;
4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
5) введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии.
Борясь с рутиной, осуществляя нововведения и обеспечивая экономический рост, предприниматель становится, «созидающим разрушителем». Разработанная И. Шумпетером идея творческого предпринимателя является самым известным и точным определением сути предпринимательства.
       Данная характеристика, конечно, не является исчерпывающей. Впоследствии Г. Брифс сформулировал еще одну важную функцию предпринимателя — слежения за ценами и издержками, а также за пропорциональным их соотношением. Р. Коуз также выделял этот аспект деятельности предпринимателя.
Таким образом, в современной научной литературе утвердился однозначный взгляд на предпринимательство как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обеспечивающий свой вклад в успех экономического развития.
2. Виды и содержание предпринимательской деятельности
2.1 Общие положения
Для более полного представления о предпринимательстве как факторе производства остановимся еще на одном аспекте данной проблемы — экономическом содержании предпринимательской деятельности.
Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики.
В соответствии с этим различают:
а) предпринимательство государственное;
б) предпринимательство частное.
2.2 Виды предпринимательства
2.2.1 Государственное предпринимательство
Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:
а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие),
б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).
Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).
2.2.2 Частное предпринимательство
Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве таково¬го) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
2.3 Сущность и типология предпринимательской деятельности
Конечно, каждый из этих видов — государственное и частное предпринимательство — имеет свои отличительные при¬знаки, но основные принципы их осуществления во многом сов¬падают.
И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает: - инициативность, - ответственность, - инновационный подход, - стремление к максимизации прибыли.
Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.
В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: - производственное, - коммерческое,  - финансовое, - посредническое, - страховое.
Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом функция производства в этом виде предпринимательства -  основная, определяющая.
Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и постав¬ка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.
В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей ценю приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует  называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.
Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором  в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.
Посредничеством  называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена,  в товарно- денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две  заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.
Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в то что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения  таких обстоятельств невелика,  то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
2.4 Формы предпринимательства.
Различают следующие организационно-правовые формы предпринимательства: единоличное предприятие, партнерство, корпорация.
2.4.1 Единоличное предприятие.
Такого рода фирму также называют бизнесом одного человека, или частной собственностью. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.
2.4.2 Партнерство
Партнерство - это форма организации бизнеса является естественным развитием единоличного владения.
По степени участия в деятельности предприятия партнерства бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях - один или несколько участников могут играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлению ею.
2.4.3 Корпорация.
Корпорация - это правовая форма бизнеса, отличающаяся и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих. Эти признанные правительством "юридические лица” могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком. А также выполнять все те функции, которые выполняют предприятия любого другого типа.
Малое предприятие может быть создано и частным лицом, и предприятием, организацией, как государственной так и общественной.
Во-первых, оно может быть "одноклетчатым” и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства.
Во-вторых, разнообразием целей, ради которых может быть создано предприятие: художественны и подсобных промыслов, оказание всевозможных услуг населению, запуске практически любой деятельности, не запрещенной законом.
В-третьих, привлекает относительно простая процедура учреждения и регистрации.
В промышленно развитых странах малые предприятия дают значительную долю совокупного валового продукта.
Акционерные общества обладают полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли.
Общество вправе  совершать все действия, предусмотренные законом. Деятельность  акционерного общества не ограничивается оговоренной в уставе.
Обществом с ограниченной ответственностью таким признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах размеров (стоимости) внесенных ими вкладов. Уставной капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. ООО не обязано публичной ответственностью. Данная правовая форма наиболее распространена среди мелких и средних предприятий.
Таковы основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
От них следует отличать организационно-экономические формы, характеризующие соглашения между предпринимателями в области организации их деятельности.
К основным из них следует отнести следующие:
1.Картель – соглашение между предпринимателями одной отрасли о ценах, разделе рынков продукции, долях в общем объеме производства и т. п.;
2.Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли, с целью устранения излишней конкуренции между ними;
3.Консорциум – объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции;
4.Концерн – многоотраслевое акционерное общество, контролирующие предприятия через систему участий.
3. Особенности российского предпринимательства
3.1 Роль государства в становлении предпринимательства в России
В России в отличие от большинства индустриально развитых стран в формировании рыночной экономики и предпринимательства ключевую роль сыграло государство, разработавшее и осуществившее широкомасштабную кампанию по приватизации государственной собственности и созданию нового класса собственников.
Но в стране экономические реформы осуществлялись с явным запозданием и с огромными трудностями и издержками, поскольку были искажены силами, которые стремились реализовать скорее свои узкоэгоистические, нежели общественные, интересы.
На протяжении всех 90-х годов приватизация не принесла тех результатов, на которые рассчитывали. Произошли беспрецедентное падение темпов роста, кризис государственных финансов, в том числе долговой кризис, появилась масштабная коррупция и т.д.
Средства производства в большинстве случаев не попали в руки эффективных хозяев или стратегических инвесторов, в результате чего не все предприятия, переданные в частные руки, продемонстрировали жизнеспособность и эффективность. Не были достигнуты желаемые макроэкономические результаты. Не оправдался расчет на значительный приток иностранного капитала. Более того, бегство капиталов из страны приняло массовый характер.
Но, тем не менее, при всех трудностях социально-экономические реформы в России в течение всех 90-х годов, хотя и с большими издержками, но осуществлялись.
3.2 Рыночные реформы
В результате широкомасштабной системной трансформации радикально изменился социальный и политический облик России, на смену командно-административной экономике пришла рыночная экономика, формируется российская модель экономики, которая постепенно превращается в неотъемлемую часть мировой экономики.
Важнейшими результатами этих мер стали:- ликвидация государственной монополии, - разгосударствление экономики, - радикальная смена отношений собственности, ее передача частным лицам и коллективам собственников, - формирование основ рыночной экономики, - конкурентной среды.
Во всех этих отношениях разгосударствление и приватизация в России по сути дела представляли собой настоящую социальную революцию. В этом отношении десятилетие, прошедшее с начала реформ в России, вместило в себя события и процессы, которых хватило бы на целую эпоху.
К тому же «с 2000 г. наметились определенные тенденции, при позитивном развитии которых в ближайшие годы окончательно можно будет говорить, что экономика страны вышла из глубокого системного кризиса и встала на рельсы устойчивого развития».
3.3 Характерные особенности российской действительности
Для России характерно: - отсутствие традиций частной собственности на землю, - особая роль государства и военно-промышленного комплекса в экономической жизни, - громадные региональные различия в социально-экономическом укладе, - постоянное взаимодействие православной и мусульманской культур.
Переход России к рыночной экономике происходит в условиях трех «шоков», с которыми западные экономики столкнулись в 70-х и 80-х годах, и четвертого шока, уникального для России.
1. Первый из них называется «ценовым шоком», когда цены сырья (и особенно энергии) растут быстро и неожиданно. Западные страны столкнулись с этой проблемой, особенно ростом иены на нефть, - в 1973 году и в 1979-м.
2. Вторым является «шок конкуренции», когда с отечественными предприятиями начинают серьезно и успешно конкурировать иностранные производители так называемых «новоразвитых стран».
Отечественная продукция оказывается неконкурентоспособной из-за более высоких иен (но в то же время - равного или низкого качества) и т.д., а потому отечественные фирмы должны разработать или новые изделия, или найти более эффективный производственный процесс.
3. Третьим шоком является «институциональный», когда проявляются новые правила и возможности для движения капитала или управления собственностью. Сначала появляется мо¬мент возмущения, пока агенты не знают: играть по новым правилам, или бороться с ними.
Западные фирмы в свое время тоже должны были адаптироваться к новым условиям, как сегодня Россия, Однако названные три «шока» в России происходят одновременно и сильнее, чем на Запале, то есть, российские фирмы имеют гораздо меньше времени, чтобы адекватно отреагировать на эти «шоки».
4. Кроме того, в России есть еще и четвертый шок - «шок знания», или, если можно так сказать, шок обыденного сознания. На Западе директора фирм могли сравнительно быстро адаптироваться к новым условиям потому, что в процессе экономических трудностей основные правила экономики не изменились».
Во-первых, уже существовали институциональные рычаги, а также имелись пути для формирования и реализации хода экономической адаптации .
Во-вторых, руководители предприятий имели понятие о правилах рыночной игры и могли придумывать новые стратегии адаптации. А в России директора должны не только придумывать новые стратегии адаптации, но и приспосабливаться к новой логике рыночной экономики. Поэтому, как мне кажется, самое главное изменение этого перехода - перемены в обыденном предсознании, в понимании стратегии, а также о том, как реагировать на эти перемены в новых условиях.
В современной России, наряду с рыночной, одно¬временно действует старая «советская»» логика. Это вполне естественно, поскольку подобное наследие остается после развала любой оригинальной системы.
Если рыночная логика является логикой автономии, то советская - логикой контроля.
А потому можно выделить еще четыре черты такой логики:
Контроль. В рыночной экономике деятельность основывается на контрактных началах, а в советской - на приказах и в контроле сверху.
Недоверие. В советской тоталитарной системе, без институтов гражданского общества, связи между незнакомыми людьми нередко носят характер недоверия. Если же отсутствуют институты, защищающие интересы человека и контракта, нет нужной информации, недоверие становится еще сильнее.
В советской системе экономика была тесно связана с политикой. Экономическая деятельность нередко оказывалась средством для политических целей (скажем, политическая конкуренция с Западом, идеология социализма и т.п.). Поэтому можно было и не ставить цель достижения рациональной экономической деятельности, ведь максимизация чисто экономических критериев не являлась главным ориентиром.
Контроль и власть являлись самыми важными чертами советской логики. Поэтому интриги, «теневое восстание» оказывались центральными в экономическим поведении. «Теневая экономика», некачественная работа и т.п. свидетельствуют о таких чертах экономики советского типа.
Сейчас наблюдается движение из одной логики ко второй, хотя движение это пока медленное и далеко не полное. Закономерно встает новый вопрос: каков механизм этого движения? Мне кажется, здесь можно отметить несколько факторов:
Примеры других агентов (особенно иностранных). Фирмы узнают о роли и важности рекламы из действия конкурентов. Вид офисов и визиток, имидж, стратегия сбыта - все это становится понятным и доступным предпринимателям.
Организации и предприятия используют элементы маркетинга. К примеру, банки требуют «бизнес-планы» от тех, кто хочет получить кредиты; государство требует непременного присутствия на предприятиях бухгалтеров (чтобы следить за расходами и отчислениями НДС). Жесткая экономическая политика правительства прививает новое мышление о максимальном получении прибыли, а также эффективной организации труда и его рационализации.
Новые эксперты. На предприятиях работают новые эксперты, которые достаточно хорошо понимают процесс планирования деятельности и прибыли, способы изучения рынка (маркетинга) и т.п. Такие «новые люди»» выполняют две функции:
а) они способствуют более рациональной экономической деятельности, а она необходима для достижения максимизации прибыли;
б) они способны внедрять новую «идеологию» рыночной экономики - дисциплину, профессионализм (знание и повеление) и новое обыденное предсознание.
И еще одно наблюдение.
«Экономический переход - очень сложный процесс. Опасно думать, будто макроэкономические реформы помогут стране избавиться от кризиса. Нужно обращать больше внимания и на социальную, идейную сторону проводимых преобразований».
Конечно, макроэкономические факторы - либерализация цен, свобода торговли, приватизация - будут способствовать росту доходов, но они гораздо слабее влияют на форму экономики, а именно она, а не ВВП, определяют управленческую способность структур власти и политические последствия. Причем, западные организации, больше думают о макроэкономических процессах, чем о реформе социального сознания народа в России, переменах в социальных институтах.
Заключение
Итак, на основе проведенного  исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в России в отличие от большинства индустриально развитых стран в формировании рыночной экономики и предпринимательства ключевую роль сыграло государство, разработавшее и осуществившее широкомасштабную кампанию по приватизации государственной собственности и созданию нового класса собственников. Но в стране экономические реформы осуществлялись с явным запозданием и с огромными трудностями и издержками, поскольку были искажены силами, которые стремились реализовать скорее свои узкоэгоистические, нежели общественные, интересы.
Но, тем не менее, при всех трудностях социально-экономические реформы в России в течение всех 90-х годов, хотя и с большими издержками, но осуществлялись. В результате широкомасштабной системной трансформации радикально изменился социальный и политический облик России, на смену командно-административной экономике пришла рыночная экономика, формируется российская модель экономики, которая постепенно превращается в неотъемлемую часть мировой экономики. Важнейшими результатами этих мер стали ликвидация государственной монополии, разгосударствление экономики, радикальная смена отношений собственности, ее передача частным лицам и коллективам собственников, формирование основ рыночной экономики, конкурентной среды. Во всех этих отношениях разгосударствление и приватизация в России по сути дела представляли собой настоящую социальную революцию. В этом отношении десятилетие, прошедшее с начала реформ в России, вместило в себя события и процессы, которых хватило бы на целую эпоху.
Во-вторых, в результате реформ институт предпринимательства снова стал неотъемлемой частью общественной жизни страны. В настоящее время в экономике предприниматель, будь он индивидуальный, коллективный или государственный, является главным субъектом экономической деятельности. Предпринимательство представляет собой многогранный вид экономической деятельности, осуществляемый практически во всех отраслях народного хозяйства. Более того, нередко рыночная экономика отождествляется со свободным предпринимательством. Именно от закономерностей и основных направлений развития предпринимательства зависит способность российской экономики разрешить стоящие перед ней проблемы и стать эффективной и конкурентоспособной на мировых рынках. Поэтому перед государством стоит императивная задача всемерного содействия развитию всех форм и типов российского предпринимательства.
Здесь определяющее значение имеет тип собственности. В зависимости от того, кому принадлежит собственность, предпринимательство разделяется на частное и государственное, которые в совокупности составляют основу национальной экономики страны. Поэтому государство является одним из существенных факторов нормального функционирования и развития экономики.
В-третьих, ключевым элементом рыночной экономики является свободная конкуренция, которая представляет собой стратегический механизм повышения производительности и эффективности субъектов экономической деятельности. Более того, современное предпринимательство и рынок невозможно представить себе без свободной конкуренции. Именно конкуренция на рынке товаров и услуг в значительной степени толкает предпринимателя к поискам путей и средств сокращения издержек производства, внедрению новейших технологий, риску, поискам новых форм организации производства, новых рынков и т.д. А это предполагает свободу экономической деятельности, которая в значительной степени обеспечивается институтом частной собственности, неприкосновенность которой во всех демократических странах гарантируется государством.
В-четвертых, рыночная экономика, предоставленная самое себе, не способна эффективно и с пользой для всего общества функционировать без тесного взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти, а государство, в свою очередь, немыслимо без экономической системы. Рыночная экономика никогда не существовала и не может существовать в чистом виде, отдельно от государства. Даже в период так называемого свободно-предпринимательского капитализма государство играло немаловажную роль в определении основных направлений социального и экономического развития.
Это особенно верно в современных условиях, когда государство играет решающую роль в нормальном функционировании всех важнейших сфер жизни общества.
При всех происшедших в стране сдвигах и изменениях — приватизации, восстановлении частной собственности, формировании системы частного предпринимательства и т.д. — государство продолжает оставаться одним из ключевых субъектов экономических отношений и в этом качестве в значительной мере определяет масштабы и лицо экономики страны в целом, обеспечивая благоприятные условия для ее эффективного функционирования. Само это взаимодействие осуществляется в самых разных

Категория: Антон Данилец | Добавил: ant (27.01.2010) | Автор: Данилец Антон Владимирович E W
Просмотров: 3262 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1

avatar
1
http://rm.pp.net.ua/publ/34-1-0-524 здесь продолжение статьи "Предпринимательство"

avatar

Форма входа

Поиск

Категории

Сергей Дьяченко [1]
Татьяна Сидак [1]
Ревека Клевер [2]
Свои произведения предлагает Вам писатель Ревека Клевер
Дора Карельштейн [1]
Александр Сорокин [1]
Борис Попов [2]
Борис Попов - официальный автор Мечты
Антон Данилец [47]
Сергей Гор [1]
Нати [2]
Нати - официальный автор Мечты
Евгений Ганин [8]
Евгений Ганин - официальный автор Мечты
Ольга Реймова [11]
Лана Рофанова [5]
Свои произведения предлагает Вам писатель Лана Рофанова
Татьяна Браило [1]
Вадим Борисов [2]
Ирма Горте [18]
Татьяна Дикусар [12]
Татьяна Дикусар - официальный автор Мечты
Наталья Климова [3]
Своё произведение предлагает Вам писатель Наталья Климова
Евгений Фролов [9]
Свои произведения предлагает вам писатель Евгений Фролов
Леония Берег [8]
Леония Берег - официальный автор Мечты
Виктор Морозов [6]
Виктор Морозов дал согласие на публикацию своей статьи на нашем сайте
Владимир ЕСИП [19]

Новые комментарии

Проєкт пошуку нової мелодії для гімну "Республіки Мрії". Доєднуйтесь!

Нова пісня про те, як це важливо - вірити та чекати.

Красива пісня про цінність життя.

Песня о любви .... Почему бы не послушать ...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Flag Counter

%