Именно поэтому в нашей стране был разработан план действий, который стали называть «Планом Путина».
План был утвержден главой российского правительства в ноябре 2008 г. В
нем были перечислены 55 мер для излечения экономики от последствий
глобального финансово-экономического кризиса.
Деньги на помощь компаниям и банкам у государства имеются, утверждают
авторы плана, но рассчитывать на бесконечную щедрость государства
нельзя.
Один из первых пунктов «Плана Путина» – использование всех денег,
которые направляются в банки и компании, должно строго
контролироваться.
Получателями кредитных средств являются, прежде всего, крупнейшие
банки, которые должны распределять эти средства среди более мелких
банков и предприятий автомобильного и сельскохозяйственного
машиностроения а также авиаперевозчиков и жилищного строительства. В
последующем этот список будет расширен.
Чтобы банки не уводили всю государственную помощь в валюту, а реально
помогали компаниям, в каждую кредитную организацию должен быть назначен
специальный представитель от Банка России.
Главным принципом, которым должны руководствоваться федеральные,
региональные и муниципальные власти, а также госкорпорации и
естественные монополии, – это стимулирование покупок отечественной
продукции.
Всячески будут стимулироваться также и компании-экспортеры.
Предприятиям оборонпрома «План Путина» обещает особую поддержку.
Российскому рынку жилья, который особенно пострадал от кризисных явлений, в плане уделено особое внимание.
«План Путина» предусматривает также возможность за госсчет обеспечить
сельскому хозяйству приобретение необходимой техники, улучшить его
финансирование.
Что касается малого бизнеса, то здесь правительство объявило о своей
готовности увеличить расходы бюджета на всевозможные меры поддержки
предпринимателей.
План объявляет бой безработице. Минздравсоцразвития поручено организовать целую компанию по преодолению роста безработицы.
Власть проявила необходимую расторопность и в решении вопроса о
корпоративных долгах, предложив погасить наиболее горящие с помощью
средств, выделенных казной Внешэкономбанку.
Государство повысило планку гарантий банковских вкладов, которые оно
способно обеспечить, учитывая накопленную в прошлые годы подушку
финансовой безопасности.
Таким образом, общий смысл антикризисной политики в нашей стране, и это
ярко видно на примере «Плана Путина», состоит во всемерном развитии
российской экономики за счет роста внутреннего спроса и предложения.
Огромное значение при этом имеет развитие международного сотрудничества.
Этот вывод прозвучал в ходе заседания «большой двадцатки» в Лондоне.
«В Декларации, принятой руководителями 20-ти стран, подчеркивалось, что
«мировая экономика и финансовые рынки сталкиваются с серьезными
трудностями» .
Поэтому, как говорилось в документе, «мы исполнены решимости наращивать
свое сотрудничество и работать сообща в целях возобновления глобального
роста и проведения реформ, в которых нуждается мировая финансовая
система».
Декларация стала изложением общих принципов проведения реформ.
Среди них важное значение придавалось: повышению транспарентности и
подотчетности, укреплению качественного регулирования, обеспечению
согласованности финансовых рынков, отстаиванию целостности финансовых
рынков, недопущению конфликтов интересов, предупреждению незаконных
рыночных махинаций, мошенничества и злоупотреблений, укреплению
международного сотрудничества во всех секторах финансовых рынков, в том
числе применительно к трансграничному движению капитала, реформированию
международных финансовых организаций.
В Декларации особо была отмечена необходимость увеличения веса голосов
стран с формирующейся и развивающейся экономикой и повышения степени их
представительства в международных финансовых организациях.
Саммит поручил министрам финансов стран-участниц начать конкретную
деятельность для достижения сформулированных общих принципов и
составить график для достижения этих целей.
Конечно, Декларация саммита 20-ти стран не указывает как, когда и
какими средствами будут осуществляться заявленные цели. Но нельзя
недооценивать значения провозглашения общих целей и принципов,
определенных в документе. К тому же надо подчеркнуть, что в ходе
саммита прозвучал ряд важных конкретных предложений.
Так, президент России Дмитрий Медведев «предложил создать для выработки
эффективной системы реформирования мировой экономики международную
комиссию экономических «гуру», чтобы они давали советы беспристрастно,
без оглядки на интересы отдельных компаний или даже целых стран» .
Еще одно предложение – сделать именно «большую двадцатку» основным форматом международного экономического обсуждения.
«Восьмерке» же будет уместно сосредоточиться на вопросах глобальной
безопасности. То есть «двадцатка» становится регулярным форматом.
Заключение
Итак, отличительной чертой современного кризиса является тот факт, что он стал первым кризисом эпохи глобализации.
Поэтому важнейшие его причины следует искать в деятельности очень
крупных транснациональных корпораций мира, и тех структур, механизмов и
инструментов, которые были созданы при их активном участии.
В этих условиях назрела необходимость унификации наших представлений о
современном этапе развития мировой экономики, характеристике ее
различных сторон в их единстве, что позволит ответить на вопрос о
будущем мировой экономики и возможностях преодоления угрозы кризиса.
На мой взгляд нельзя исключить возможности дальнейшего углубления
кризисных процессов. Но при этом надо учитывать не только растущие
противоречия, но и огромные возможности современной экономики всего
мирового предпринимательства, а так же. всей системы смешанной
экономики.
Я уверены в том, что смешанная экономика может открыть перспективы для
выхода из кризиса путем осуществления какого-то варианта «мягкой
посадки».
Рассмотренные факты говорят о том, что будущее мировой экономики не
милитаризация и не классический социализм, а смешанная экономика, как
широкое государственно-частное партнерство внутри отдельных стран и на
международной арене, смешанное общество, которое надо совершенствовать,
действительно спасая всю мировую экономику в целом.
На основе вышесказанного можно сформулировать основные причины современного глобального финансово-экономического кризиса.
В основе предыдущих кризисов и одной из причин их возникновения было циклическое развитие рыночной экономики.
Особое значение имели длинные циклы конъюктуры. Эта закономерность
проявилась и в современном кризисе. Он начался осенью 2007 года после
нескольких десятилетий восходящего трэнда экономического развития.
Преодоление кризиса станет важным этапом в развитии мировой экономики.
Но для этого нужны коллективные усилия всех участников
мирохозяйственных процессов, всех государств, представителей бизнеса,
общественных организаций и международных учреждений.
Литература
1. Данилец А.В Средний класс в России или как жить без кризисов в кризисном мире. – СПб.: Питер 2009 – 480 с.
2.Данилец А.В. Последний натиск псевдоэкономики.// Геополитический мониторинг России 2009 № 2 с. 12 - 28
3. Кокшаров А..Уолл-стрит меняет кожу //Эксперт. № 37, 22-26 сентября 2008 г.
4. Леонтьев М. Россия – ядро нового Мира или Когда начнется Третья Мировая война// Геополитика № 12 2008 С. 35 -43
5. Медведев Д. А. Послание к Федеральному Собранию. 5.11.2008 г., с.2.
6. Мониторинг общественнго мнения ВЦИОМ. М.: Статистика № 5 2009 – 380 с.
7. Оверченко М., Бочкарева Т., Финансовый мир меняется. Пошли по миру.// Ведомости, 29 сентября 2008 г.
8. Оверченко М., Хрипунов К., Последняя надежда.// Ведомости, 14 октября, 21 марта 2008 г.
9. 55 способов преодолеть кризис. Владимир Путин представил детальный план поддержки экономики.// Известия, 10 ноября 2008 г.
10. www.duch.ru - stat
Приложения
Приложение 1
Таблица 1
Снижение уровня экономического кризиса во время «великой депрессии»
Страна Промышленное производство Курсы акций промышленных компаний
США 46%, 87%
Великобритания 24% 48%
Германия на 41%, 64%
Франция 32% 60%
Приложение 2
Таблица 2
Снижение уровня развития экономики во время финансового кризиса 1973 г.
Страна Промышленное производство Рост числа банкротств
США 33%, 6%
Япония 17% 42%
ФРГ 10% 40%,
Великобритания 56% 47%
Франция 33% 27%
Италия 28% 45%
Приложение 3
Таблица 3
Меры по преодолению кризиса в странах Евросоюза
Страна Тип и размеры помощи
Великобритания Общий размер помощи- 500 млрд. фунтов стерлингов, в том числе
- 50 млрд. – на рекапитализацию и 250 млрд. – на гарантии по долгам банков,
200 млрд. дополнительной ликвидности
Германия Общий размер помощи 500 млрд. евро, в том числе
- 80 млрд. на рекапитализацию банков,
- 400 млрд. на гарантии по их долгам, - 20 млрд. зарезервировано в бюджете под возможные убытки
|