Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | ГлавнаяМой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » 2009 » Март » 25 » Интервью с Вероникой Марченко, Фонд «Право матери» Лауреат международной премии за «Женское мужество»
19:55
Интервью с Вероникой Марченко, Фонд «Право матери» Лауреат международной премии за «Женское мужество»
Выпускница программы "Открытый мир" Вероника Марченко получает награду от Госсекретаря Хиллари Клинтон и Первой Леди Мишель Обамы в Вашингтоне. Вероника, директор Фонда "Право Матери", приезжала в 2002 году в рамках Программы "Открытый мир" в Сан Диего. Она основала фонд, который оказался первой организацией, поднявшей проблему гибели юношей в армии в мирное время. (11 марта 2009 года)
Беседовала Элина Каракулова
Центр «Открытый Мир»
Вашингтон, округ Колумбия
 

Вероника Марченко, выпускница программы «Открытый Мир» 2002 года и лидер Фонда «Право матери», получила почетную премию за женское мужество из рук госсекретаря США Хиллари Клинтон и первой леди Мишель Обама 11 марта 2009. Ежегодно лауреатами премии становятся женщины из разных уголков планеты, отличившихся непревзойденными лидерскими качествами. Марченко была награждена за «особую смелость и лидерство в раскрытии правды о вызывающих серьезную тревогу смертях в мирное время в Российской армии» и за «восстановление справедливости для семей солдат, погибших в результате жестоких и нечеловеческих условий».

Основанная Марченко в 1990 инициатива переросла в динамично развивающуюся и успешную организацию «Право матери». Смелость, желание помочь и упорная борьба за справедливость Вероники Марченко снискали организации большое количество единомышленников. Сейчас Фонд «Право матери» оказывает бесплатную юридическую помощь семьям погибших солдат, информирует граждан о проблемах армии, работает над совершенствованием законодательной базы, проводит социологические исследования и издает публикации, продвигая реформу вооруженных сил. 

12 марта после церемонии награждения Вероника Марченко посетила центр «Открытый Мир», встретилась с исполнительным директором Джоном О’Кифом и сотрудниками организации. Центру предоставилась замечательная возможность поговорить подробнее с Вероникой Марченко о ее награде и деятельности в России во время интервью. 

«Открытый Мир»: От имени всех представителей «Открытого Мира» позвольте поздравить Вас с этой высокой наградой. Что значит для Вас эта награда? 

Вероника Марченко: Ощущения, безусловно, приятные. Эта премия для меня неожиданность, потому что, когда меня просили прислать информацию о себе - это не выходило за рамки наших обычных взаимодействий, в этом не было ничего сверхъестественного и поэтому никто ничего не предполагал. Для меня это сообщение о награждении было удивительно и, конечно, приятно, потому что эта награда вручается первыми лицами иностранного государства. И естественно, я понимаю, что это высокий уровень, и соответственно отношусь к этому, как это того заслуживает – с большим пиететом. 

Но с другой стороны, это сложный вопрос, поскольку я представляю Российскую Федерацию, а у России и Соединенных Штатов история взаимоотношений не совсем простая. То есть, когда мы говорим об этих двух странах мы попадаем вольно или невольно в область большой политики и это накладывает на нас определенный отпечаток. Когда я говорю об этих отношениях, я помню о том положительном опыте, который был между нашими странами. Я в частности, поскольку занимаюсь вопросами армии, всегда вспоминаю фотографию «Встреча на Эльбе», когда солдат советской армии и солдат американец обнимают друг друга, как братья, как друзья, как союзники. И когда я думаю о наших отношениях, с точки зрения армии, я всегда вижу перед собой именно эту картину. Мне кажется, что это тот уровень отношений, который должен быть между нами – дружественный, теплый, союзнический. 

С третьей стороны, поскольку мы две самые большие страны мира, у нас много и проблем общих, которые связаны и с территорией и геополитикой. Здесь есть и положительный объединяющий опыт и отрицательный. Такой как для Америки была война во Вьетнаме, такой для нас, безусловно, является война в Чечне. Это негативный опыт, но он похожий, это опыт, который нас объединяет. К сожалению, если после войны во Вьетнаме в США перестала существовать призывная система и армия стала профессиональной, контрактной, то у нас этого не произошло. Но мы активно за это боремся, потому что старая советская армейская система, как институт себя изжила. И рано или поздно мы все равно перейдем к профессиональной армии в том или ином виде, может быть с какими-то допущениями, как например в Германии, когда формальный призыв существует, но только на несколько месяцев, а призывник, при этом, живет дома и ходит в армию, как на занятия. Мы к этому придем. Вопрос в том, сколько людей у нас погибнет до того момента, когда это светлое будущее наступит. Мы стараемся это количество сократить насколько это в наших силах и мы пытаемся достучаться до нашего государства и убедить, что контрактная система никак не ослабит нашу обороноспособность. Мы пытаемся донести, что профессиональная армия укрепит Россию, это будет более сильная и современная армия. Мы говорим, что это то, к чему нужно стремиться. 

«Открытый Мир»: Получали ли Вы или Ваша организация какие-либо награды от Российской Федерации?

Вероника Марченко: Первая награда была получена в 1998 году – золотой знак «Общественное Признание». И ее вручал фонд с соответствующим названием – национальный фонд «Общественное Признание». Это фонд российский, а на эту награду меня выдвигала организация по развитию гражданского общества. Это российская награда, но она из области общественной. Это не награда от государства, хотя мое наградное свидетельство подписано тремя людьми, один из которых – тогдашний председатель Совета Федерации Егор Строев. 

Вторая награда была в 2002 году, премия называлась «Подвижник» и вручалась Институтом «Открытое Общество» (Москва). Я даже не знаю, кто меня номинировал. Может быть, к этому руку приложила Новая Газета и Анна Политковская. Мы были с ней товарищами и плотно работали вместе. Она очень много писала о наших судебных «чеченских» процессах и хорошо знала, как мы работаем.

Я умом понимаю, что самая статусная моя награда – это та, которую я получила вчера, но сердцем я с другой своей «наградой». Когда Анну убили, уже прошло некоторое время, и мне позвонил ее сын Илья Политковский и он сказал следующие слова: «Мама всегда говорила, что ваша организация – одна из лучших правозащитных организаций в России, и я буду вас поддерживать». Для меня очень важно, что Анна именно так про нас сказала. Я считаю, что для меня это самая большая награда. В 2007 я открыла газету и обнаружила заметку, что 26 ноября в Германии вручалась премия Анне Политковской посмертно, премию получали ее дети, в частности Илья Политковский, который сделал заявление, что часть этой премии в денежном выражении они отдают фонду «Право матери». Я благодарна Госпоже Клинтон и Госпоже Обаме за оказанную честь, по статусу их награда самая значимая, но есть еще и другая награда – слова Анны и ее сына, которые всегда у меня в сердце. 

«Открытый Мир»: Сможет ли эта награда от госдепартамента США сделать голос Вашей организации громче?

Вероника Марченко: Может быть, да. Вероятно, наш голос будет наиболее слышим, может быть, у нас будут сильные контакты на международной арене, с международными организациями. А что касается наших внутренних дел, будем надеться, что все пройдет в рамках той «перезагрузки» с помощью большой красной кнопки, которую нажали [Клинтон и Лавров], перезапустив российско-американские отношения.

«Открытый Мир: Вы являетесь выпускницей «Открытого Мира». Как Ваша тогдашняя поездка в США в 2002 году повлияла на Вашу деятельность в России? Как этот опыт повлиял на Ваше восприятие Соединенных Штатов, как страны, ее культуры и политики?

Вероника Марченко: Моя первая поездка в Штаты была в 1994 году, большее впечатление произвела первая поездка по понятным причинам. Но, тем не менее, у меня очень теплые воспоминания о второй поездке 2002 году. Программа организована по хорошему принципу – по профессиональному признаку, поэтому обмен информацией очень интересен. У нас было очень много встреч, связанных с юридической и судебной системой, а также с правозащитными организациями. Мы видели бесплатную юридическую клинику для бедных людей. Чисто внешне мне запомнилась реечка для одежды, на которой висели пиджаки и платья приличного вида, для того, чтобы можно было бы привести в суд и прилично одеть бездомных или очень бедных, обращающихся за юридической помощью. Вот такой там был шкаф для соблюдения дресс кода. Это для нас было несколько необычно, поскольку нам бы и в голову не пришло переодевать людей перед тем, как вести их в суд. Это было такое американское явление для меня и очень интересное. 

Также мы были в богатой адвокатской конторе, и было интересно на них посмотреть, как они организуют свою работу, в чем видят свою социальную ответственность перед обществом.

Но самое интересное в этой программе – возможность непосредственного личного общения с людьми, потому что никакая пропаганда и пи-ар не будут сильнее того, что ты сам прочувствуешь и увидишь своими глазами. Поскольку программа организует группы из представителей одной профессии, между ними очень много общих тем, им легко общаться, у них есть заинтересованность. Это очень важное дело, потому что, когда существует такое общение, ты уже не поверишь, что кто-то твой враг. Поскольку ты знаешь, что в таком-то городе и в таком-то штате живет человек, который тебе точно не враг. Чем больше у тебя таких коллег, друзей и знакомых, тем больше меняется лицо страны, оно перестает для тебя быть лицом политиков этой страны, а становится лицами тех людей, которые там живут. 

«Открытый Мир: Что было самое полезное в программе «Открытый Мир»?

Вероника Марченко: Чисто практически было полезно то, что мы познакомились между собой - люди из России из разных организаций впервые встретились в Америке. Мы знаем теперь друг друга очень хорошо и активно общаемся. 

Кроме того, удалось пообщаться с теми людьми, с которыми, может быть, никогда не удалось бы встретиться. Это было очень полезно, потому что ты все это примеряешь на свою действительность, смотришь, что можно из этого опыта взять. Например, многие из моих российских соучеников по программе «Открытый мир» впервые видели юридические клиники, в которых студенты принимают участие в ведении судебных дел через куратора, то есть учатся не теоретически, а практически. Это интересный и правильный способ изучения права, потому что в этой сфере важна практика, а не теория. То есть, теория тоже важна, но без практики она мертва. Нас водили в кампус университета Сан-Диего, было интересно узнать, как поступить в этот университет, можно ли получить грант и учиться бесплатно. Мы посещали телестудию Сан-Диего, общались с журналистами. Интересно было смотреть, как организована эта жизнь, и некоторые вещи мотать на ус. 

«Открытый Мир: Чему, на Ваш взгляд, россияне могли бы поучиться у американцев и чему могли бы научить? 

Вероника Марченко: Что меня поразило сейчас, на церемонии, в которой участвовали Государственный Секретарь и Первая Леди, на которой мы общались с людьми на высочайшем уровне, - мы не заметили охраны . На это обратили внимание представители всех стран, не только я. Безусловно, охрана была. Просто мы все удивились, что она не бросалась в глаза. Мы были в некотором шоке от того, что всё происходит настолько демократично и неформально даже на таком высоком уровне. Мы не ощущали скованности, мы чувствовали себя в очень дружественной и искренней атмосфере. 

Сегодня, когда мы были в Госдепартаменте, где Госпожа Клинтон выступала с речью, посвященной международному женскому дню, мне тоже понравилось, что любой сотрудник Госдепа мог подойти в течение двадцати минут и задать любой вопрос Государственному Секретарю. Одна женщина подошла и спросила: «Я на девятом месяце беременности. Когда у нас будет разрешен вопрос с декретными отпусками?» Я в изумлении от того, что их в США нет, поскольку это женщины в России получили давным-давно. Поэтому для меня это было изумлением, что в Америке, которая так далеко продвинулась во всем остальном, здесь почему-то вот такой провал. Но тот факт, что была возможность задать этот вопрос, причем было видно, что это не подготовленный заранее, а спонтанный и не отрепетированный вопрос, вот такое общение - это огромный плюс. Это не только положительный пи-ар для политиков, но и важная обратная связь. Это, мне кажется, можно иметь ввиду, потому что люди говорят о том, что они думают, о тех проблемах, которые реально существуют, и нет опасности, что какие-то референты или помощники что-то от политика скроют. 

Что касается русских людей, они очень многому могли бы научить всех в мире. В частности, у нас богатый опыт по долготерпению и по умению в нужный момент собираться и концентрироваться. То есть, например, мы можем перейти Альпы , победить Наполеона, пройти 500 километров ночью и оказаться в Югославии раньше, чем войска НАТО, то есть совершить что-то чего от нас никто не ожидает. Мы способны на героические поступки, на какие-то удивительные вещи, которые никто не ждет, это в нашем характере. Вообще, мы люди творческие. Скольких великих ученых, инженеров, гениальных писателей, художников и композиторов мы дали миру!

Хотя и говорят, что не в российской традиции демократия, но на самом деле, мы можем вспомнить о Новгородском Вече , это 12-15 век. Говорить после этого, что в России нет истории демократии, общественного управления - не совсем правильно - она у нас на порядок постарше, чем у некоторых других, просто об этом стоит почаще вспоминать.

«Открытый Мир: Вы занимаетесь правозащитной деятельностью уже 20 лет, статистические результаты деятельности вашей организации впечатляют. Но Вы как-то в интервью другому изданию сказали, что Ваша организация, к сожалению, востребована. Означает ли это, что систему так и не удалось перебороть? 

Вероника Марченко: То, что ломалось в течение 70-ти лет, не может быть восстановлено ни в течение 10, 20 или 30 лет. Конечно же, нельзя нажать на кнопку и изменить что-то в одночасье. Естественно, нам всячески хотелось бы, чтобы этот процесс проходил быстрее, но просто есть некие законы развития общества. Кроме того, необходимо воспитывать новых молодых ребят в совершенно других традициях, в новом понимании каких-то вещей. Поэтому, это вопрос времени, но это время нужно проводить с пользой, эффективно все это время работать, и тогда результат будет. 

Примером результатов являются более совершенные законы, принятые благодаря нашим усилиям, удачно разрешенные нами судебные процессы, которые раньше, казалось, невозможно было выиграть. 

Когда у меня была встреча с послом США в Москве перед этой поездкой (он выразил мне свои поздравления), мы выяснили, что руководствуемся одним лозунгом классика американской философии Джорджа Сантаяна. Вот этот лозунг у меня висит в офисе, он звучит следующим образом: «Трудное – это то, что можно сделать сразу. Невозможное – то, на что потребуется некоторое время».


Категория: Для коммуникаций | Просмотров: 1682 | Добавил: rm | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 2
avatar
1
Две самые большие страны мира смогли бы избавить мир от армий, если бы сильно захотели.
avatar
2
хепи дрим севастополь http://vk.com/feed#/happydreamcrimea
avatar

Форма входа

Поиск

Категории

Для души [101]
Смотрите, слушайте, наслаждайтесь!
Для самообразования [40]
Читайте, думайте, растите!
Для природы [37]
Просвещайтесь, заботьтесь, побеждайте!
Для коммуникаций [8]
Знакомьтесь, интересуйтесь, совершенствуйтесь!
Для творчества [11]
Пробуйте, не останавливайтесь, создавайте!
Для ценностей [73]
Цените, благодарите, прогрессируйте!
Для прогресса [122]
Будьте неравнодушными!

Новые комментарии

С начала мира

Когда мы вместе
Скрипка, Виолончель, Фортепиано, Хор, Top 40, EDM, Epic Drops, Heavy Bass Bri

Иди к своей мечте 
эмбиент, хард-рок, мощный, эмоциональный, мрачный, глубокий, загадочный


Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter