Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | ГлавнаяМой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » 2008 » Январь » 25 » Что такое экологическая грамотность? Фритьоф Капра
15:01
Что такое экологическая грамотность? Фритьоф Капра
Фритьоф Капра, доктор наук, основатель и президент Elmwood Institute,
физик, автор книг-бестселлеров Дао Физики, Поворотный пункт,
Паутина жизни, Скрытые связи и др.

По мере приближения конца столетия, экологические проблемы выходят на первое место. Вице-президент Гор, в своей книге Земля в равновесии пишет: "Мы должны сделать спасение окружающей среды центральным организующим принципом цивилизации."

Экология
Наша безграмотность в отношении принципов экологии – главная причина, почему мы разрушаем природную среду. Эта безграмотность в значительной степени ответственна за нынешний экологический кризис и будет продолжать его усугублять до тех пор, пока мы не станем экологически грамотными.
Окружающая среда – это не просто "то, что вокруг." Она состоит из самоорганизующихся и самоуправляемых экосистем, состоящих из животных, растений, микроорганизмов и неживой природы, и находящихся в сложном переплетении и взаимозависимости. Такая тесная связь обеспечивает циклический и непрерывный обмен энергией и материей в экосистемах. Экосистемы, вместе с встроенными в них социальными системами, составляют то, что мы называем "хозяйством Земли."
Наука экология—происходящая от греческого слова oikos ("домашнее хозяйство"), занимается тем, как работает «Домашнее хозяйство Земли». Если говорить более конкретно, она изучает отношения, связывающие всех членов мирового «хозяйства». Как выразился Джон Мюир,
Как только мы наталкиваемся на какую-либо конкретную вещь, мы сразу же видим, что она связано со всем во Вселенной.

Живые системы
Самая подходящая теоретическая база для экологии – теория живых систем, началом которой можно считать возникновение кибернетики в 1940-е гг. и расцвет которой приходится последние двадцать лет. В теории систем мир рассматривается в терминах отношений и интегративности.2 Живые системы – это интегральные целостности, свойства которых не могут сводиться к отдельным частям. Хотя части в живой системе можно различить, природа ее целостности всегда отлична от простой суммы ее частей.
Живых систем великое множество в природе. Каждый организм – животное, растение, микроорганизм, или человек—это интегральная целостность, живая система. Части организмов—напр., листья или клетки— также живые системы. Во всей природе мы находим системы, живущие внутри других систем. Живые системы – не только набор индивидуальностей или их частей. Они также включают социальные системы—напр., семьи, или сообщества—которые также представляют собой экосистемы. Большинство организмов не только входят в экосистемы, но и сами представляют сложные экосистемы, с множеством мельчайших организмов, со своей анатомией и физиологией, но гармонично вписывающихся в единое целое.
Все живые системы – целостности, конкретная структура которых определяется взаимодействием и взаимозависимостью отдельных частей. Теория систем говорит нам о том, что все живые системы имеют ряд общих свойств и подчиняются общим законам организации. Эти общие законы и есть принципы экологии.

Принципы экологии
Все члены экосистемы входят в обширную и сложную сеть взаимоотношений, т.н. «паутину жизни». Они обретают свои главные свойства, и фактически, существуют благодаря отношениям с окружающими их системами. Взаимозависимость лежит в основе всех экологических отношений. Успех всей системы зависит от успеха ее отдельных членов, в то время, как успех каждого члена зависит от успеха всей системы.
Взаимодействие между членами экосистемы происходит за счет обмена энергией и материей внутри непрерывных циклов (напр., водных, водородных и циклов питательных веществ). Солнечная энергия приводит в действие все экологические циклы, а зеленые растения играют жизненно важную роль в этом энергетическом обмене. Благодаря чудесному процессу, известному как фотосинтез, солнечная энергия преобразуется в химическую энергию и связывается органическими веществами, в то время как кислород высвобождается и обновляет воздух.
Экологическая устойчивость (долгосрочная выживаемость) каждого биологического вида экосистемы зависит от ограниченной ресурсной базы. Сообщества организмов развивались на протяжении миллиардов лет, постоянно используя и перерабатывая одни и те же молекулы минералов, воды и воздуха. Этот циклический обмен поддерживается всеобщей кооперацией. Партнерство—стремление к единению, к установлению связей, к жизни внутри друг друга, к сотрудничеству—главнейшее свойство живых организмов. Экологические циклы характеризуются непрерывными флуктуациями своих переменных. Когда изменяющиеся экологические условия нарушают какую-либо связь, весь цикл ведет себя как одна саморегулирующаяся петля обратной связи, и вскоре ситуация возвращается в равновесие; а поскольку такие возмущения происходят все время, плотности популяций и другие переменные экологического цикла непрерывно колеблются. Все экологические флуктуации происходят в допустимых пределах. Всегда существует опасность того, что при выходе флуктуаций за допустимые пределы, вся система развалится и не сможет скомпенсировать возмущения. Размах допустимых флуктуаций экологических циклов представляют гибкость (живучесть) экосистемы. Недостаток гибкости означает недостаток здоровья системы. Устойчивость экосистемы также зависит от сложности ее сети отношений; другими словами, от ее диверсификации (разнообразия). В диверсифицированной системе многие виды имеют перекрывающие друг друга экологические функции, за счет чего могут частично замещать и прикрывать друг друга. Чем разнообразнее система, тем более разнообразные отношения она способна поддерживать при разрушении какой-либо одной связи.
Все живые организмы развиваются, а всякое развитие – это прежде всего обучение. На уровне биологических особей, это обучение проявляется как творческое раскрытие жизни в процессе эволюции. В экосистеме эволюция не ограничивается постепенным приспособлением организмов к окружающей среде, поскольку сама окружающая среда – это сеть живых систем, способных к адаптации и творчеству. Организмы и окружающая среда приспосабливаются друг к другу—они коэволюционируют. Коэволюция – это непрерывный танец, непрерывная беседа.
Все формы жизни на Земле коэволюционировали в качестве интегральных частей экосистем на протяжении миллиардов лет. Изобретательность, эффективность и устойчивость этих систем намного превосходит все человеческие технологии. Поэтому уважительное отношение к мудрости природы со стороны аборигенных культур полностью согласуется с открытиями современной экологии.

Новое мышление
Быть экологически грамотным, значит, понимать принципы экологии. Оказывается, что это не так просто, поскольку требует нового мышления, т.е. такого, которое отличается от интеллектуальной традиции, доминировавшей в западной культуре на протяжении столетий, сформировавшей наше современное общество и значительно повлиявшей на весь остальной мир.3
Эта культурная традиция включает в себя ряд идей и ценностей, среди которых представление о вселенной как о механической системе, состоящей из элементарных строительных блоков (унаследованное от философии Декарта и науки Ньютона); взгляд на тело человека как на машину (который до сих пор главенствует в медицинской науке); взгляд на общественную жизнь как на конкурентную борьбу за существование (наследие социального дарвинизма); и вера в неограниченный материальный прогресс, достигаемый за счет экономического и технологического роста. Все эти допущения находятся в стадии радикального пересмотра в результате угрозы экологической катастрофы.
Нам необходим новый взгляд на мир и новое мышление—мышление в терминах отношений, связей, контекста. Мы можем назвать это «экологическим» или «системным» мышлением. Оно основывается на фундаментальном изменении нашего восприятия мира. Другими словами необходимо рассматривать мир не как машину, а как живую систему. Этот переход фундаментально изменяет наши представления о природе, человеке и обществе.
Системное мышление означает сдвиг нашего внимания от частей к целому, от объектов к отношениям, от структур к процессам, от иерархий к сетевому сообществу.4 Оно означает смещения акцента от рационального к интуитивному, от анализа к синтезу, от линейного к нелинейному мышлению.

Новые ценности
Экологическая грамотность, следовательно, предполагает знание и понимание принципов экологии, а также системное мышление. Но знания и понимания не достаточно. Экология сегодня – это не только область для исследований, но и требование определенного образа жизни – такого, которому присущи определенные ценности, которые можно назвать экологическими ценностями, поскольку они вытекают непосредственно из принципов экологии. Это такие ценности как сотрудничество, сохранение, качество и партнерство.
Интересно отметить поразительную связь между мышлением и ценностями, вытекающими из нашего определения экологической грамотности; эту связь можно понять только с системной точки зрения. Все живые системы имеют дуальную природу. Они являются интегрированными целыми и в то же время частями еще больших целостностей. Из-за такой дуальной природы, каждая живая система имеет два главных свойства: стремление к сохранению своей индивидуальности как интегральной целостности и стремление быть частью еще большей целостности.
Если мы посмотрим сейчас на западную культуру, мы увидим, что на протяжении нескольких столетий мы утверждали прежде всего индивидуальную сторону и пренебрегали стремлением к интеграции. Это очевидно как в отношении нашего мышления, так и наших ценностей; поэтому будет полезно, если мы сопоставим эти противоположные стремления. В левой части таблицы показаны характерные черты индивидуалистического мышления и ценностей, справа – интегративные черты.
Эти черты противоположны, но дополняют друг друга. Ни одно из них само по себе ни плохое, ни хорошее. Напротив, их динамическое равновесие следует считать хорошим, или здоровым, состояние. С другой стороны, их перекос всегда ведет к нездоровому состоянию. Поэтому требуется не замена одних черт другими, а выравнивание индивидуальных и интегративных качеств, их динамическое равновесие.
Вы также, наверное, заметили, что индивидуалистические ценности—конкуренция, расширение, доминирование—в целом относятся к мужскому полу. Действительно, в патриархальном обществе они не только приветствуются, но и обретают экономическую и политическую власть. И это одна из причин, почему переход к более уравновешенной ценностной системе так труден для большинства людей, в особенности, для мужчин. Это также причина, почему существует природная близость между экологией и феминизмом, что хорошо демонстрирует философская школа экофеминизма.r'

Экологическая грамотность и новая парадигма
В Элмвудском институте мы определяем экологическую грамотность, исходя из трех положений:
1. Знание принципов экологии;
2. Системное мышление;
3. Практическое следование экологическим ценностям.
Наше широкое определение экологической грамотности тесно связано с понятием новой экологической "парадигмы," которое широко используют сотрудники Элмвудского института и многие другие.6 Понятие парадигмы было введено в философию науки в начале шестидесятых Томасом Куном и получило с тех пор более широкое толкование, применимое ко всему обществу. Социальная парадигма в расширенном смысле, это ряд положений, принципов, ценностей и практик, разделяемых обществом и формирующих некоторое видение реальности, вокруг которого организуется общество.
Трансформацию культуры, которую мы сегодня наблюдаем, можно описать как "сдвиг парадигмы", т.е. переход от восприятия мира как машины, к восприятию мира как живой системы, от ценностной системы, основанной на доминировании, к системе, основанной на партнерстве. Возникающая новая парадигма, или видение реальности, является экологической в самом широком смысле.

Проект экологической грамотности для школ
Для ускорения обучения экологической грамотности школьников в Элмвудском институте разработан четырехлетний пилотный проект экологически ориентированной школьной программы и превращение школ в обучающиеся сообщества.
Проект экологической грамотности ("Экограмотность") объединяет в себе принципы и ценности экологии с педагогическими принципами и практиками по созданию глобальной перестройки школьного образования. Фундаментальной стратегии является участие всех заинтересованных сторон в этом процессе—учителей, администраторов, родителей, школьников, и местного сообщества. В результате создания такого обучающегося сообщества принципы экологии становятся принципами обучения (см. стр. 24 и 25).
Экологическая грамотность – это одновременно и контекст и процесс, помогающий школьникам стать экологически грамотными—то есть осознать "взаимосвязанность всех вещей", и жить и действовать согласно этому принципу.

1 Al Gore, Earth in the Balance, Houghton Mifflin, New York, 1992; p.269.
2 See Ervin Laszlo, The Systems View of the World, Braziller, New York, 1972.
3 See Fritjof Capra, The Turning Point, Bantam, New York, 1983.
4 See Fritjof Gapra, "Criteria of Systems Thinking," Elmwood Quarterly, Winter 1992/93


Перевод Официального автора Мечты Виктора Постникова
Категория: Для природы | Просмотров: 6572 | Добавил: rm | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 1
avatar
1
Вконтакте больше не сотрудничает с ютубом, просмотры больше не засчитываются(
avatar

Форма входа

Поиск

Категории

Для души [105]
Смотрите, слушайте, наслаждайтесь!
Для самообразования [40]
Читайте, думайте, растите!
Для природы [37]
Просвещайтесь, заботьтесь, побеждайте!
Для коммуникаций [8]
Знакомьтесь, интересуйтесь, совершенствуйтесь!
Для творчества [12]
Пробуйте, не останавливайтесь, создавайте!
Для ценностей [74]
Цените, благодарите, прогрессируйте!
Для прогресса [125]
Будьте неравнодушными!

Новые комментарии

Проєкт пошуку нової мелодії для гімну "Республіки Мрії". Доєднуйтесь!

Нова пісня про те, як це важливо - вірити та чекати.

Красива пісня про цінність життя.

Песня о любви .... Почему бы не послушать ...

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Flag Counter