Главная » 2007»Октябрь»17 » Проектная технология обучения школьников: дань моде или назревшая необходимость? Андрей Елькин
22:54
Проектная технология обучения школьников: дань моде или назревшая необходимость? Андрей Елькин
Что может быть лучше для становления личности, нежели ощущение успеха и личной состоятельности в процессе своего труда? Проектные технологии, к внедрению которых так активно призывают современных учителей, направлены на стимулирование интереса учеников к новым знаниям, на развитие ребёнка через решение проблем и использование их в конкретной практической деятельности. Особенно актуально применение метода проектов сегодня, когда современное образование переориентируется на профильное обучение.
Позволю себе небольшой экскурс в историю вопроса. Метод проектов был предложен и разработан американским философом Дж. Дюи в первой половине двадцатого века. Он предложил конструировать учебный процесс на активной основе, опираясь на целенаправленную деятельность учеников с учётом их личной заинтересованности в этих знаниях. Американцы смогли конструктивно вникнуть в суть методологии и осознать громадные преимущества новых подходов. Именно поэтому со времени появления технологии на арене педагогической мысли и до сих пор она активно используется в практике американской школы.
В настоящее время, когда в украинской школе возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем (полифункциональность, ценностносообразность, вариативность и т.д.) метод проектов востребован и популярен.
В основе метода проектов лежит: • Развитие познавательных умений и навыков учащихся; • Умение ориентироваться в информационном пространстве; • Умение самостоятельно конструировать свои знания; • Умения интегрировать свои знания из различных областей наук; • Умение критически мыслить.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно-ориентированной педагогики.
Проектная технология предполагает наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения. Результаты запланированной деятельности должны иметь практическую, теоретическую, познавательную значимость. Главной составляющей метода является самостоятельность ученика. Очень важным также является структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов. Использование исследовательских подходов в проекте является как бы краеугольным камнем технологии. Причём, последовательность этих методов можно выстроить в следующий ряд: определение проблемы - определение вытекающих из проблемы задач исследования - выдвижение гипотезы решения задач - обсуждение методов исследования - оформление конечных результатов - анализ полученных данных - подведение итогов - корректировка - выводы.
Использование проектной технологии предполагает отход от авторитарного стиля обучения, с одной стороны, но с другой – предусматривает хорошо продуманное обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Учителю стоит вооружиться всем арсеналом исследовательских и поисковых методов. Он должен уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом. От учителя потребуется овладеть умением поддерживать в группах деловой, эмоциональный настрой, направленный на поиск успешного решения поставленной проблемы.
Участники проекта обязательно обогатятся качествами, без которых невозможно надеяться на осуществление любого проекта. Это – обязательность выполнения заданий в указанные сроки, взаимопомощь в работе, равноправие и свободу в выражении мыслей и идей, уважения чужого мнения.
Можно ли подвергнуть сомнению полезность проектной технологии, если в ходе её применения ученик учится самостоятельно добывать знания и использовать их для решения новых познавательных и практических задач? Дети приобретают коммуникативные навыки и умения, работая в разнообразных группах, исполняют разные социальные роли (лидер, исполнитель, посредник и т.п.), знакомятся с разными точками зрения на одну проблему. Особо ценным активизирующим стимулом деятельности является то, что проектное обучение не нарушает принцип непринуждённости, по мере выполнения работы возрастает степень увлечённости ею. Дети учатся на собственном опыте и опыте своих товарищей, видят результат своего собственного труда.
Для иллюстрации данной технологии приведу пример из собственного опыта. Речь пойдёт о проекте, за который взялся ученик 11-в класса Юхник Андрей, которого заинтересовала идея участия в областном конкурсе научно-исследовательских работ Малой Академии наук Украины. В соответствии с выбранной темой предстояло установить рациональность расходования природного газа в быту с точки зрения оптимальности конструкций бытовых газовых плит. Актуальность темы не вызывала сомнений. Энергосбережение – что может быть сегодня важнее?
Понимая, что личностно-ориентированный проект должен представлять собой деятельность, строго разграниченную поэтапно, я предложил ученику распланировать ход исследования. Первый этап, который мы назвали подготовительный, заключался в поиске научной проблемы. Необходимо было собрать и обобщить материал, касающийся содержания современной химической экологии, её проблем и возможностей их решения. Очень важно было выбрать проблему для исследовательского решения, руководствуясь принципами актуальности, целесообразности, новизны ожидаемого научного результата. С этой задачей Андрей справился своевременно и качественно. Им была составлена обстоятельная реферативная часть и выбрана тема научного исследования. Выяснение годичного объёма бесполезного расходования природного газа в быту по городу Запорожье представлялось нам экономически и экологически оправданным усилием. Парниковый эффект, глобальное потепление на планете, многие другие кричащие проблемы современности, по мнению учёных, вызваны именно чрезмерным потреблением природного газа в качестве топлива. На втором этапе вёлся поиск оптимальных научных методов решения поставленной задачи. Было решено измерять и сравнивать газовые ресурсы нагревания воды от 10 до 100 градусов при стандартном и уменьшенном подъёме посуды над пламенем газовой горелки. Третий этап стал основным, так как предусматривал практическую реализацию исследования. Он предполагал вовлечение в данную работу как можно большую группу учеников-экспериментаторов. То есть на данном этапе проект становился групповым. Каждый участник осуществил свой собственный замер, что позволило получить как можно более точные результаты.
Обобщение накопленного экспериментального материала, осуществление расчётов, подведение итогов, формулировка научных выводов и рекомендаций планировалось как четвёртый этап проекта. Итогом этой деятельности явилось выяснение масштабов поставленной научной проблемы. Было установлено: • Объёмная доля бесполезно расходуемого газа в быту (в связи с устаревшими газовыми плитами с точки зрения современных требований к энергосбережению) составляет 22%; • По городу Запорожье этот объём достигает 7 миллиардов литров в год. Пятый этап проекта заключался в составлении отчёта об экспериментальной части работы, которому жюри конкурса предавало особое значение. Были изучены требования к оформлению НИР, задействованы компьютерные технологии, осуществлено редактирование и перевод работы на украинский язык. Всё это способствовало тому, что работа с успехом прошла отборочный тур.
Далее главному участнику научного проекта предстоял второй тур конкурса, где он достойно выполнил олимпиадную работу по химии на базе Запорожского Государственного Университета. Решив 90% контрольной работы, Андрей набрал внушительное количество баллов и тем самым обеспечил себе авансом существенные преимущества, которые положительно сказались при подведении итогов конкурса.
И вот решающий день, большое жюри (одиннадцать преподавателей ВУЗа) готово выслушать защиту научно-исследовательской работы. При подготовке к защите Андрею была оказана всесторонняя помощь, сформулированы рекомендации: как быть убедительным, пользоваться кратким планом, говорить уверенно, достичь ораторской привлекательности, демонстрировать научность и наглядность, и даже как задействовать артистизм во время своего выступления. С поставленной задачей Андрей справился достойно.
Его выступление было красноречивым, эмоциональным, научно обоснованным. Вот лишь некоторые фрагменты стенограммы его выступления: «Очень важно думать о завтрашнем дне планеты, о состоянии окружающей среды, об условиях обитания живых существ, о возможности обеспечивать основные потребности населения, о том, что энергоресурсы когда-нибудь исчерпаются»; «…нежелание человека смотреть на себя критически, видеть причину экологических и экономических бед в себе, в собственном доме, в своей квартире, не понимая, что глобальные проблемы человечества возникают из-за незаметных большинству мелких причин, является фатальным свойством современного общества. Неспособность осознать, что край пропасти, за которым кризис жизнеобеспечения очень близок – не это ли признаки прогрессирующего эгоизма и непростительной беспечности современного человека?»; «…когда мы задумываемся о масштабах потребления природного газа, то в первую очередь обращаем свой взор в производственную сферу, а бытовые расходы нам кажутся несущественными. Так ли это? В своей работе я доказал, что существующая ситуация с расходованием природного газа в быту не может считаться безобидной…» и т.д. Остаётся добавить, что данный проект увенчался успехом. Из 36 научных работ представленных на конкурс в данной секции наша научно-исследовательская работа заняла четвёртое место.
Какую бы разновидность проектной технологии не применил бы учитель, будь-то групповую или парную или как в вышеописанном примере индивидуальную, он обязательно убедится в её состоятельности получить успешный педагогический результат. Я активно голосую за метод проектов в общеобразовательной школе.