| «Этот человек должен был или сойти с ума, или превзойти нас всех; я не ожидал, что оба предположения подтвердятся». Так спустя много лет после смерти Винсента Ван Гога высказался Камиль Писсарро. Ван Гог писал: «В жизни, как и в искусстве, я могу совладать с собой без Господа Бога. Но я не могу существовать – я, страдающий человек, - без чего-то большего меня, чего-то, что наполняет всю мою жизнь, - без творческой силы…»
Ван Гог признан одним из самых великих художников девятнадцатого века. В творчестве он неустанно искал правду о мире и о себе самом. В жизни своей он познал нужду и отчаяние. Может быть поэтому от первых этюдов полных печали до последних полотен, запечатлевших бесконечные поля, его живопись наполнена тревогой и страхом перед смертью и безумием. Но наряду с этим любая работа Ван Гога обязательно несёт в себе энергетический заряд эстетического позитивизма. Необыкновенное сочетание красок и не на кого не похожий стиль художника на долго приковывают взгляд смотрящего.
В августе 1888 года были закончены знаменитые «Подсолнухи». Ван Гог увлечён изобилием солнца, характерным для провинциального лета. Во всех картинах этого периода мы находим этот захватывающий жёлтый цвет, с помощью которого раскрывается сам художник. В «Подсолнухах» букет цветущих и увядающих цветов получен сразу при помощи движения и цвета, подчёркнутого небольшими фрагментами зелени и лазури.
В начале августа Ван Гог, мечтая о доме изобразительного искусства, пишет: «Думаю об украшении стен полудюжиной картин, изображающих подсолнухи. Чистые или тонированные цвета будут распрыскиваться на фоне разнообразной голубизны от наибледнейшего веронеза до королевской лазури, в обрамлении узких реек, окрашенных в оранжевые тона».
«Солнце, свет. Из-за отсутствия лучших определений я вынужден употреблять слова жёлтый, желтовато-серый, лимонный, бледно-жёлтый. Какой же красивый жёлтый!».
Существует легенда, что часто Ван Гог, чтобы рисовать ночью, в темноте, надевал шляпу с прикреплёнными на ней свечами. В одном из писем находим: «Чтобы избежать обычной ночи с холодным беловатым светом… достаточно обычной свечи с её богатством жёлтых и розовых теней». Первая «Звёздная ночь» написана в «жёлтых, розовых, зелёных, лазурных и голубых, как незабудки» тонах. Здесь в темноте ночи открываются и захватывают бледные, сочетающиеся друг с другом краски: «Небо голубовато-зелёное, вода – это королевская лазурь, берега в данном случае тёмно-фиолетовые. Город голубой и фиолетовый, керосиновые лампы – жёлтые, их рыжевато-золотые лучи превращаются в бронзовый цвет с зеленоватым оттенком. На лазурно-зелёном небосводе Большая Медведица мерцает зеленью и розовизной, деликатная бледность которых контрастирует с грубым золотом керосиновых ламп». Чувствуется чистое и плотное прикосновение кисти к полотну. Небо воссозданное оригинальными линиями словно затягивает в бездонную пропасть, а звёзды превращаются в жгучие светлые точки в глазах, пронизывая нечто сентиментально-живое внутри нас.
«Я не изобретаю творчество, наоборот, нахожу его завершённым, необходимо его только открыть, извлечь из природы» Ван Гог
В конце своей жизни Ван Гог написал: «Никто не может ничего сделать с тем, что никто не покупает моих картин. Но придет время, когда люди поймут, что их стоимость превышает стоимость красок». Никто тогда не допускал, что его «Ирисы» будут проданы на аукционе в 1987 году в Нью-Йорке за сумму 53 миллиона долларов.
Проигнорированное и высмеянное даже экспрессионистами творчество Ван Гога через десять лет после смерти художника получило огромное признание. В пронизанных одиночеством картинах можно увидеть истоки всех художественных направлений. Он дружил с Гогеном, одним из первых фовистов. Работы Ван Гога вдохновляли Анри Матисса, Андре Дерена, Мориса де Вламинка и Ван Донгена. Однако наибольшее влияние он оказал на экспрессионизм. После Ван Гога произведения искусства перестали быть лишь отображением действительности. Искусство получило автономию, живопись стала знаком, творческим жестом. В некотором смысле творчество Винсента Ван Гога можно считать чистым экспрессионизмом.
|